Трудный возраст: как пережить его без потерь?

трудный возрастПодростковый возраст не зря называют трудным: пережить это время бывает непросто как самому подростку, так и его близким, в первую очередь – родителям. К счастью, трудный возраст - это не навсегда. От родителей требуется просто переждать это время с минимальными потерями, а также помочь перенести сложный период своему взрослеющему ребенку.

alt

Особенности подросткового возраста

Почти все родители со страхом ждут подросткового возраста. Дети, которые еще вчера были такими послушными и тихими, становятся совершенно непредсказуемыми. Они грубят, отстаивают какие-то нелепые идеи, заливаются ни с того ни с сего слезами с криками «никто меня не любит!», становятся скрытными и отчужденными или агрессивными и напористыми. Подростковый возраст начинается в девять-десять лет и заканчивается к шестнадцати-семнадцати годам. Впрочем, временные рамки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей.

 

Организм подростка меняется. Стремительный рост скелета может опережать развитие мускулатуры, и в результате подростки часто выглядят неуклюжими, угловатыми, жалуются на боли в конечностях. Появляются вторичные половые признаки, и это может вызывать у подростка целую гамму противоречивых чувств от гордости до отвращения. Из-за гормональной перестройки может временно нарушаться работа всех систем организма, появляются головные боли, слабость и вялость.

Гормоны влияют и на эмоциональное состояние подростков. Эмоциональный фон становится нестабильным, настроение подростка меняется с пугающей частотой, причем накал чувств может быть очень силен. В это время возникают первые влюбленности – сначала платонические, а потом – «взрослые». Появляется подростковая гиперсексуальность.

alt

Развитие личности

Существенные изменения претерпевает и личность подростка. В период с одиннадцати до пятнадцати лет человек пытается разобраться в себе, осознать свои черты характера, потребности и интересы. Многих родителей раздражает, что увлечения подростка меняются почти так же быстро, как и его настроение.

В отношениях с родителями начинаются конфликты. Подростки настаивают на своем праве на независимость и обижаются на любые попытки контроля. Взрослеющее дитя сознает, что все еще зависит от родителей, поэтому пытается показать свою взрослость всеми доступными методами: грубостью, опозданиями, курением, употреблением алкоголя и сексуальными отношениями со сверстниками.

Отношения с ровесниками приобретают решающее значение. Для подростка жизненно важным становится его статус в компании приятелей, подростки мечтают о верной дружбе и настоящей любви.

alt

Чего хотят подростки?

Ответ на этот вопрос очень сложен: как правило, подростки сами с трудом представляют, чего они ждут от окружающих. Им хочется, чтобы их понимали, хотя сами они еще не всегда могут себя понять. Подростки требуют уважения к своему мнению и своей позиции. Подростки жаждут самостоятельности, хотя при этом далеко не всегда готовы нести ответственность за свои поступки.

К концу подросткового возраста у юношей и девушек формируется определенное представление о себе, которое, впрочем, может быть весьма далеким от реальности. Молодые люди начинают примерно представлять, кто они, как они хотят жить и чего ждут от окружающих.

alt

Действия родителей

Родителям приходится немногим проще, чем их детям, переживающим «трудный возраст». Единственное преимущество старшего поколения – собственный опыт и знание, что период гормональной перестройки и личностной нестабильности со временем обязательно пройдет. Без этого знания очень сложно жить с подростком, который сам не знает, чего хочет, постоянно на что-то обижается, постоянно чего-то требует и всячески демонстрирует неуважение. Даже самые спокойные подростки порой преподносят своим ближним сюрпризы – например, бросают школу из-за несчастной любви.

От родителей подростка требуется определенная гибкость. Авторитарный стиль поведения и требования беспрекословного послушания приводят к непрекращающимся конфликтам, которые утомляют всех членов семьи. Бездумное попустительство и отстранение приводят к тому, что подросток чувствует себя одиноким и беззащитным. Это может привести, например, к раннему началу половой жизни или к асоциальному поведению как к попытке обратить на себя внимание взрослых.

Родителям приходится дать своему ребенку больше самостоятельности. Явный контроль воспринимается подростком как страшное оскорбление, но с сыном или дочерью можно договориться о времени возвращения домой, если беседовать «на равных», а не в позиции контролирующего родителя. Желательно отказаться от общения в приказном тоне и объяснять причины своих требований. В большинстве своем подростки очень ценят, когда с ними разговаривают уважительно, и стараются не подвести людей, которые так себя с ними ведут.

Предоставляя ребенку свободу действий и решений, необходимо обсудить с ним границы этой свободы и вопросы ответственности. Между родителями и подростком заключается ряд соглашений, обязанности четко распределяются, оговаривается, какие последствия будут наступать в случае несоблюдения тех или иных условий. Очень важно сразу оговорить, что за свои поступки подросток будет нести ответственность самостоятельно, хотя и сможет обращаться к родителям в сложной ситуации за советом и помощью.

В период полового созревания дети часто отдаляются от родителей, и очень важно не давать контакту исчезнуть совсем. Понимание своего ребенка и принятие его любым позволяют сохранить добрые отношения с ним в это непростое время.

Мария Быкова