Детские игры: какими они бывают

детские игрыИгра – важнейшая часть жизни любого ребенка. Детские игры – это больше, чем просто способ занять время. Дети (как, впрочем, и животные) с упоением играют, исподволь получая знания о мире и формируя необходимые для жизни навыки. А взрослые, наблюдая за играющим малышом, могут сделать определенные выводы о его развитии и о проблемах, которые ребенка беспокоят.

alt

В защиту игры

В последние десятилетия в моду вошло раннее развитие детей. Родителей призывают начинать развивать малышей как можно раньше, едва ли не с пеленок. Считается, что к школе ребенок должен как минимум уметь читать и считать, а в идеале – еще и писать, а также понимать иностранную речь.

 

Ответственным мамам и папам приходится уделять много времени развитию ребенка. Постоянные занятия в садике, дома и специальных развивающих центрах позволяют обеспечить малыша множеством полезных навыков. Но психологи бьют тревогу: дети все чаще чувствуют переутомление, жалуются на усталость и страдают от неврозов. И в этом нет ничего удивительного: избыток информации – серьезный стресс даже для взрослого человека. Детям же приходится еще тяжелее: в дошкольном возрасте их на каждом шагу ждут новые открытия. И новые уроки могут оказаться для малыша непосильной ношей, поскольку времени на переработку полученной информации катастрофически не хватает.

Из-за особенностей детской психики дошкольники еще плохо способны к осознанной учебной деятельности. Можно бесконечно учить малыша, но знания, которые не находят практического применения, быстро забываются. Усиленное обучение приводит к умственному и психическому истощению малышей, а порой даже к нервным срывам.

alt

Развивающие игры

детские игрыУмные родители знают, что учить детей можно и нужно только в игровой форме. К счастью, существует огромное множество развивающих игр. Пособия для таких игр можно найти в любом магазине, а тех родителей, которые не умеют в них играть, с удовольствием обучат специалисты детских центров. Но большой ошибкой будет думать, что абсолютно все игры, в которые играет ребенок, должны быть развивающими.

Казалось бы, развивающие игры исключительно полезны. Они разработаны для того, чтобы ребенок мог получать удовольствие и приобретать необходимые навыки, разве это плохо? Конечно, развивающие игры полезны, но у них есть серьезные недостатки, о которых зачастую умалчивают производители и педагоги в развивающих центрах.

Парадоксально, но дети, с которыми много играют в развивающие игры, в результате… не умеют играть самостоятельно. Поскольку развивающие игры предполагают совместные занятия детей со взрослыми, то дети уже не научаются играть сами. В перерывах между занятиями такие малыши могут возиться друг с другом или бегать, но сюжетно-ролевые игры им кажутся неинтересными. В результате у них плохо развивается воображение и коммуникативные навыки. А самое неприятное – такие дети прекрасно умеют читать, но вырастают неподготовленными к жизни.

alt

Маленькая жизнь

детские игрыСюжетно-ролевые игры – это игры, которые в большей или меньшей степени имитируют реальную жизнь. Классические «дочки-матери», игры «в доктора», «в школу» и даже «в путешественников» позволяют детям моделировать различные жизненные ситуации и искать свое место в них. Такие игры могут быть очень простыми (годовалый малыш укладывает куклу спать) или весьма сложными (с большим количеством персонажей, запутанным сюжетом).

Дети не только копируют сценки из жизни, «примеряя» их на себя, но и ищут таким образом решения различных проблем, делятся друг с другом жизненным опытом, учатся общаться и строить отношения. Очень часто малыши с помощью игр «спасаются» от какой-то травмирующей ситуации, делая ее менее болезненной. Так, игра в больницу может излечить ребенка от страха перед врачами. В то же время, например, ни лото, ни компьютерные игры, на развивающие пособия подобным эффектом не обладают.

Таким образом, у дошкольника обязательно должна быть возможность играть не только в развивающие, но и в самые обычные игры. Хотя сюжетно-ролевые игры не носят гордого названия «развивающие», они тоже способствуют развитию ребенка: стимулируют воображение и творческие способности, учат мыслить нестандартно, общаться и соблюдать правила. Причем немаловажно, что правила устанавливаются самими детьми: когда еще маленький человечек может позволить себе подобное, кроме как в игре?

alt

Соревнования, командные и подвижные игры

Весьма полезны для развития ребенка и различные командные игры, а также соревнования. Основное достоинство подвижных игр очевидно: ребенок развивается физически, становится более сильным, ловким, быстрым. Но это далеко не единственный плюс таких игр. Например, командные игры учат малыша действовать с учетом интересов своей команды. Подобное умение обязательно пригодится в будущем. Даже самым отчаянным индивидуалистам подобные развлечения не помешают: совместная деятельность совершенствует коммуникативные навыки и способствует зарождению дружеских отношений.

Игры по правилам учат детей эти правила соблюдать. Поначалу это может быть непросто. Но со временем ребенок учится принимать правила игры без протестов и обид, и честно соблюдать их.

Немаловажно, что различные соревновательные игры учат также ребенка выигрывать и проигрывать. Умение «сохранять лицо» в случае поражения и вести себя достойно в случае победы дорогого стоит. А зарождается такое умение именно в детстве, когда ребенок играет в первые свои игры.

Таким образом, задача родителей – дать детям возможность играть в самые разные игры. Пусть развивающие игры, викторины и конструирование чередуются с сюжетно-ролевыми играми, а также подвижными забавами в компании самых близких друзей или с целой командой единомышленников. И тогда ребенок будет развиваться гармонично.

Мария Быкова