Вундеркинд: воспитание чудо-ребенка

вундеркиндВсе дети, рождаясь на свет, имеют определенные интеллектуальный потенциал, какие-то способности. Но некоторые дети одарены природой особенно щедро. Вундеркинд означает «чудо-ребенок». Столь одаренные дети – явление достаточно редкое, и воспитывать таких детей следует совсем не так, как остальных.

alt

Откуда берутся вундеркинды?

 

Природу детской одаренности ученые до сих пор не могут объяснить.

 

Многочисленные пособия по развитию детей с раннего возраста предлагают родителям сделать из детей вундеркиндов. Но возможно ли это? Действительно, каждый ребенок имеет какие-то способности, а порой и даже таланты. И задача родителей – эти способности развивать, чтобы малыш имел возможность достичь успеха.

И все же даже самые активные занятия не сделают из обычного ребенка вундеркинда. Вундеркинды обладают выдающимися способностями, они значительно превосходят своих сверстников в интеллектуальном развитии. Гениальность таких детей проявляется уже в раннем возрасте. Самым известным примером является величайший композитор Вольфганг Амадей Моцарт, который уже в три-четыре года демонстрировал свои выдающиеся способности.

В былые время в одаренности усматривалась воля высших сил, сегодня чаще говорят о причудливом сочетании генов или каких-то гормональных изменениях. Но «ген гениальности» не найден, и причины, почему некоторые дети значительно талантливее и умнее сверстников, а то и взрослых людей, до сих пор неизвестны.

Некоторые считают одаренность неким даром свыше. Сторонники этой теории полагают, то выявление одаренных детей позволит сформировать интеллектуальную элиту, способную изменить мир к лучшему.

Многие педагоги полагают, что по-своему одарен каждый человек, просто некоторые таланты неприменимы в современной жизни. Многие дети просто не могут воспользоваться своими способностями, так как общество еще «не доросло» до их применения. Так, скажем, талант к программированию не был бы востребован в Средние Века. Такой подход делает нецелесообразным выявление одаренных детей и смещает акцента на развитие талантов абсолютно каждого ребенка.

alt

Особенности вундеркиндов

Одаренным детям часто завидуют те, кого природа не наделила столь щедро способностями. Но жизнь вундеркинда совсем не так легка и беззаботна, как может показаться со стороны. Такие дети нередко отличаются слабостью нервной системы, неуравновешенным, неровным характером. Во многом это обусловлено отношением взрослых, которые, с одной стороны, без меры потакают своему чаду, а с другой – предъявляют к ребенку повышенные требования. Кроме того, вундеркинды зачастую чувствуют себя очень одиноко: им трудно найти друзей и установить с кем-то близкие отношения.

Повышенное внимание к таким детям и высокие требования, которые к ним предъявляются, не могут не влиять на вундеркиндов. Постоянное напряжение может привести к нервному истощению. Одаренные дети почти в два раза чаще, чем их сверстники, сводят счеты с жизнью.

Нередко случается, что во взрослой жизни вундеркинды не могут найти себя. Их коммуникативные способности недостаточно развиты, поэтому сложно найти себе друзей или пару. Окружающие продолжают предъявлять к выросшим вундеркиндам повышенные требования, и это может стать тяжелой ношей для выросших детей. А сами вундеркинды в какой-то момент понимают, что у них не было детства – они с самого начала были слишком взрослыми и не смогли насладиться простыми радостями вроде бесцельной беготни, катания на каруселях и внеочередного мороженого на прогулке с родителями. Кто-то из одаренных детей справляется с собой и переживает этот кризис без особых потерь, а кто-то «ломается», начинает пить или заканчивает жизнь в психиатрической клинике.

alt

Родители вундеркиндов

 

Настоящие вундеркинды обязательно проявляют свои таланты уже в раннем возрасте.

 

Многие родители мечтают об одаренном ребенке. Они ищут способы зачать не простого малыша, а вундеркинда, и с раннего детства занимаются с крохой в надежде развить способности ребенка. Сложно сказать, чего больше в желании родить вундеркинда: заботы о ребенке или родительского тщеславия. К сожалению, сколь бы успешным ни был одаренный ребенок, счастливыми таких детей назвать сложно. Конечно, маловероятно, что мамы и папы желают своим отпрыскам быть несчастными. Скорее всего, такие родители просто не задумываются о том, каково приходится одаренному ребенку в современном обществе.

Что же делать тем парам, у кого родился по-настоящему одаренный ребенок. Для начала психологи советуют объективно оценить способности малыша. Существуют специальные тесты для определения одаренности ребенка. Многие из этих тестов основаны на коэффициенте интеллекта (IQ). У одного из шести детей IQ большее ста пятнадцати пунктов – таких одаренных детей называют яркими, просветленными. У одного из пятидесяти малышей IQ выше ста тридцати – это умеренная одаренность. IQ выше 145 встречается гораздо реже – в одном случае из тысячи. Таких детей называют высоко одаренными. Исключительная одаренность – IQ выше ста шестидесяти пунктов, встречается в одном из тридцати тысяч случаев. И, наконец, высшая ступень – необычайно одаренный ребенок с IQ выше ста семидесяти пяти. Такие дети рождаются в одном случае из трех миллионов.

Если ребенок талантлив, не стоит, конечно же, закапывать его талант в землю: любые способности нуждаются в развитии. Но стоит умерить собственное тщеславие и больше думать о ребенке. Не следует давить на малыша и заставлять его заниматься сутками: лучше, если у юного дарования будет возможность играть в обычные детские игры и общаться с обычными, не столь одаренными детьми. Необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, поддерживать его, помогать ему налаживать отношения с другими детьми.

Одаренные дети плохо чувствуют себя в обычных детских садиках и школах: как правило, таким детям предлагают обучение в специальных учебных заведениях, рассчитанных именно на детей с неординарными способностями. Вундеркинды нуждаются в наблюдении психолога, который поможет одаренным детям адаптироваться в этом мире.

Мария Быкова