Школьный террорист и его жертвы

школьный террористХулиганы в школах были во все времена, но в последние годы стал все чаще звучать в разговорах родителей и педагогов и другой термин – «школьный террорист». Проделки такого террориста – не просто детские шалости, а серьезные проступки, которые могут нанести серьезный ущерб другим детям и даже преподавателям. Что же делать, если школьник терроризирует окружающих?

alt

Кто такие школьные террористы

Идеально послушные дети бывают только в методических пособиях для педагогов: в жизни подобное встречается крайне редко. Конечно же, причина не в злобном характере молодого поколения, а в особенностях возрастной психологии. Дети и подростки импульсивны, они недостаточно опытны, чтобы просчитывать последствия всех своих поступков, у них еще недостаточно развита способность контролировать свои поступки, а представления об этике и морали зачастую недостаточно сформированы. Подростки к тому же очень боятся показаться слишком юными, что зачастую толкает их на весьма странные поступки, которые, по их мнению, свидетельствуют о зрелости.

Непослушание – это совершенно нормальное явление. Трудно найти ребенка, который ни разу в жизни не разбил стекла, не надерзил взрослому, не прогулял ни одного урока и не поучаствовал ни в одной драке. Более того, в каждой школе есть несколько так называемых «проблемных» ребят – хулиганов, которые прогуливают, дерутся и грубят старшим регулярно. Хотя таких детей регулярно ругают, а их родителей столь же регулярно вызывают к директору школы, мало кто считает таких хулиганов по-настоящему серьезной проблемой.

Бывает, однако, и иначе. В какой-то момент выясняется, что хулиган держит в страхе всю школу, в некоторых случаях его боятся даже те, кто старше и сильнее. Не всегда можно точно заметить, в какой момент такой школьный террорист обретает власть не только над одноклассниками, но и над всей школой. Со стороны ситуация порой кажется нелепой: далеко не самый сильный физически мальчик (гораздо реже – девочка) запугивает куда более могучих детей. Иногда ребенок добивается своего манипуляциями или шантажом. Иногда привлекает на свою сторону тех, кто физически сильнее, а те уже, в свою очередь, запугивают других. Иногда ребенок использует авторитет своих родителей или старших друзей. Как бы то ни было, одного ученика (а иногда еще и группу его приспешников) начинает бояться вся школа, в том числе и учителя.

alt

Что делать

школьный террористЛучше всего, конечно, избавиться от террориста, то есть добиться его перевода в другое учебное заведение. Но практика показывает, что это возможно лишь в том случае, если родители «проблемного» ребенка согласятся на такой шаг. А такое происходит крайне редко: ведь отпетые хулиганы обычно живут отнюдь не в благополучных семьях. Причем материально семья может быть вполне обеспеченной, но какие-то элементы неблагополучия в ней наверняка присутствуют: насилие, зависимости, пренебрежение ребенком или попытка «откупиться» от него деньгами и подарками.

Сначала ребенок отчаянно пытается добиться любви от своих близких. Но со временем он отчаивается найти любовь и решает добиться уважения. А как проще всего добиться уважения? Для подростка это очевидно: заставить всех себя бояться.

Как же бороться со школьным террористом? Не стоит оставлять его проступки без внимания. Если ребенок будет знать, что его поступки будут адекватно наказаны, то, возможно, он поищет какой-то иной способ самоутвердиться. Наказание может быть самым строгим: родителям стоит настоять на том, чтобы к поискам школьных хулиганов подключались правоохранительные органы, даже если педагогический состав школы хочет «замять» происшествие. Если хулиганов несколько, то самое главное – наказать лидера этой группировки.

В некоторых случаях помогут и занятия со школьным психологом. Особенно эффективной может быть семейная терапия, но, к сожалению, родители таких детей редко готовы сотрудничать со школой и менять собственное поведение: они предпочитают, чтобы изменился их ребенок, а сами не готовы работать над отношениями.

Опытные педагоги могут помочь жертвам школьного террора, убедить их не сдаваться, не опускать руки, давать отпор. Жертвам террора в большинстве случаев помощь психологов нужна куда больше, чем хулигану: необходимо, чтобы виктимная модель поведения не закрепилась, в противном случае этих детей и в дальнейшем будут выбирать в качестве мишени для нападок агрессивно настроенные индивиды.

alt

Жертвы школьного терроризма

школьный террористВ любом конфликте всегда участвуют двое, в данном случае: хулиган и его жертва. Разумеется, это вовсе не означает, что жертва сама виновата в том, что была подвергнута нападению. Но родителям, чей ребенок стал жертвой (пусть и одной из многих) хулигана, следует задуматься, чему нужно научить свое чадо, чтобы подобная ситуация не повторялась в дальнейшем.

Даже взрослые люди не всегда знают, как реагировать на агрессию, так стоит ли ждать, что подросток сможет в подобной ситуации действовать правильно? Поэтому не стоит обвинять ребенка в том, что он стал жертвой. Вместо этого следует поддержать его и вселить уверенность в себе. Нелишним будет рассказ о собственном опыте встречи с хулиганами (если, конечно, такой опыт – и опыт полезный – есть).

Возможно, ребенок склонен провоцировать агрессию? В таком случае не исключено, что встречи с хулиганами предстоят ему и в дальнейшем. Лучше всего поработать с психологом, чтобы помочь сыну или дочери отказаться от провокационного стиля поведения.

Если ребенок-жертва полон планов мести и настроен не менее агрессивно, чем хулиган, помощь психолога тоже не повредит. Необходимо научить ребенка с достоинством принять тот факт, что в какой-то момент он оказался слабее хулигана, и, не концентрируясь на прошлом, в дальнейшем вести себя правильно. Возможно, полезным будет придумать определенные шаблоны поведения, как именно себя вести в следующий раз в случае агрессии.

Мария Быкова