Детские игры: для ума, для души и для тела

детские игрыВеселые детские игры – это нечто большее, чем способ занять свое время. Такие игры способствуют развитию ребенка и многому его учат. Значение игры нельзя переоценить: не зря детские психологи любят подчеркивать, что именно игра – основа деятельности ребенка любого возраста начиная с младенчества.

alt

Что такое игра

Игрой принято называть непродуктивную осмысленную деятельность, в которой процесс важнее результата. Достаточно понаблюдать за детенышами животных, чтобы понять, что игра вовсе не является изобретением человека: юные котята, щенки и даже воробьи с упоением посвящают свое время совершенно бессмысленным, но наверняка веселым играм. Характер игр у детенышей животных включает в себя элементы деятельности взрослых особей: можно сказать, что зверята тренируются жить «по-взрослому»: охотиться, добывать пищу, находить себе пару и строить дом.

Игры человеческих детей имеют с забавами детенышей животных очень много общего: сюжетно-ролевые игры – это, по сути, примерка на себя различных жизненных ролей, которые до поры до времени недоступны малышу. В основном малыши копируют в своих играх те примеры, которые видят ежедневно. Поэтому опытные воспитатели в детских садах всегда могут определить, какие дети происходят из неблагополучных семей, по их поведению в игре. А зачастую дети в играх воспроизводят какие-то травмирующие или сильно тревожащие их ситуации: например, после визита к врачу малыш может раз за разом в течение длительного времени играть «в поликлинику»: ставить игрушкам уколы и мерить температуру.

alt

Отношение к игре

детские игрыВ разные времена взрослые относились к игре по-разному. Еще сто лет назад многие считали игровую деятельность бессмысленной и бесполезной. Хотя педагоги и родители признавали, что в игре ребенок может многому научиться, отношение к подобной деятельности было довольно прохладным, игра считалась «баловством».

Впрочем, игрушки детям все равно покупали или мастерили самостоятельно, и эти игрушки играли важную роль в формировании личности, ясно показывая, какого поведения от ребенка ждут взрослые. Например, перед началом второй мировой войны в моду вошли военные игрушки, воспитывающие будущих солдат – это не могло не повлиять на игры детей того поколения.

Все изменилось в середине двадцатого века, когда психологи провозгласили игру основным и важнейшим видом деятельности ребенка. Игра стала поощряться взрослыми, появилось множество развивающих игрушек и обучающих программ, основанных на игре.

Со временем отношение к игре изменилось еще больше. Теперь родители стали признавать только обучающие игры, считая остальные бесцельным времяпрепровождением. То есть, по сути, стали относиться к детской игре примерно так же, как и пару веков назад. Теперь на первое место вышло обучение. Но обучение, пусть даже и в игровой форме, не может полностью заменить игру. Безусловно, обучающие игры нужны и важны, но детям нужно и просто играть, а не учиться, играя. Тем более что абсолютно любая игра чему-то учит малыша.

alt

Чему учат игры

детские игрыЧему игра может научить ребенка? Все зависит от характера этой игры. Например, манипулирование предметами улучшает мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию речи. Чем старше ребенок, тем меньше размер его игрушек. Это связано не только с увеличением ловкости детских пальчиков, но и с безопасностью малыша: карапузы младше трех лет любят экспериментировать, засовывая мелкие детали в рот, нос или ухо.

Польза подвижных игр очевидна: такие игры улучшают физические развитие малыша, делают его сильным и ловким. Кроме того, командные игры учат взаимодействию в команде и способствуют скорейшей социализации ребенка.

Сюжетно-ролевые игры занимают очень важное место в жизни ребенка от трех лет и старше. С этого возраста активно развивается абстрактное мышление малыша, ребенок учится делать что-то «понарошку» и фантазировать. С помощью таких игр дитя пробует себя в разных ролях. Некоторые психологи утверждают, что игры в детском возрасте формируют жизненный сценарий ребенка, его судьбу. По мнению других специалистов, сюжетно-ролевые игры помогают справиться со страхами, реализовать свои смелые фантазии, обрести уверенность в себе, научиться взаимодействовать с другими детьми.

Дети примеряют на себя различные социальные роли, прием выбор ролей зависит от множества факторов: пол ребенка, отношения в его семье, прочитанные книги и любимые мультфильмы оказывают влияние на выбор малыша. По мнению известного советского психолога Даниила Борисовича Эльконина, в игре меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру, ребенок учит координировать свою точку зрения с точками зрения других людей.

Настольные игры относятся к развивающим. Такие игры ненавязчиво учат ребенка считать, читать, логически рассуждать и выполнять какие-то задания. Кроме того, такие игры обычно имеют четкие правила, которые надо соблюдать: умение играть (жить) по правилам, несомненно, пригодится ребенку в дальнейшем. В настольных играх, безусловно, важен процесс игры, но результат важен не меньше. Ребенок учится проигрывать с достоинством и радоваться победам, что очень важно для развития его эмоционально-волевой сферы.

alt

Развитие или развлечение?

Многие родители уделяют так много внимания развивающим играм, что у ребенка просто не остается времени поиграть «для души». По мнению психологов, в этом нет ничего хорошего: ненаигравшиеся в детстве дети не торопятся взрослеть, оставаясь инфантильными и легкомысленными до преклонного возраста.

Каким бы модным ни было раннее обучение, нельзя лишать малыша игр: ведь игра по-настоящему необходима для созревания ребенка, для формирования его привычек и характера. Не стоит торопиться и торопить ребенка, чтобы он скорее переходил к более «серьезной» деятельности: всему свое время, и малыш обязательно должен играть.

Мария Быкова