Кризис первого года жизни: трудное начало

кризис первого годаПервый год в жизни ребенка критический, ведь именно на этот период приходится наибольшее количество освоения базисных навыков и получения представлений об этом мире, который является таким огромным, что без помощи родителей ребенок просто не справится с его изучением. Поэтому кризис первого года жизни представляет собой череду перетекающих из одного в другой кризисов, о которых нужно знать родителям.

Психофизиологическое обоснование кризиса первого года жизни

Если говорить глобально, то на первом году жизни в ребенке борется мысль о безнадежности с основополагающей верой в хорошее. И кем будет ребёнок - сангвиником или флегматиком, меланхоликом или холериком - во многом зависит именно от этого периода жизни, от взаимодействия ребёнка и родителей, от того, какая из глобальных идей победит: будет ребёнок воспринимать мир доброжелательно или враждебно.

 

На бытовом уровне все гораздо проще: в первые полгода ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Начинают появляться различные стереотипы поведения, например, так называемый «комплекс оживления» при виде матери или человека, ее заменяющего. Затем ребенок устанавливает связь между своим криком и действиями матери, достаточно быстро крик становится эмоционально окрашенным, выявляются интонации, сигнализирующие о том, что необходимо ребенку в данный момент. Мать может не сразу различать их, что у ребенка вызывает первые признаки раздражения в виде длительного плача. Затем ребенок усваивает хватательные движения и расширяет круг своих желаний. А вторая половина первого года жизни знаменуется самостоятельным передвижением по комнате с увеличением возможности изучения окружающих предметов. В это время ребенок четко понимает интонации матери, чутко улавливая ее настроение и опасения.

Проявления кризиса первого года жизни

Кризис первого года жизни проявляется в наличии диссонанса между желаниями ребенка и их выполнением матерью. Ребенок не может ждать! То, что ему нужно - нужно именно сейчас, поэтому любое промедление со стороны матери со сменой подгузника, приготовлением смеси для кормления и любое другое - вызывают реакции гнева и сопровождаются громким плачем. После шести месяцев, когда ребенок начинает ползать, он сталкивается с массой запретов, природу которых осмыслить еще не может и воспринимает как проявление враждебности и непонимания.

Именно в этом возрасте ребенок сам начинает ощущать себя отдельным человеком и проявлять самостоятельность. Сталкиваясь с непониманием окружающих, особенно матери, он глубоко переживает, но внешне это может проявляться по-разному - от агрессии до плаксивости, от бурного настаивания на своем до тихого подчинения. Причем последний вариант, самый неблагоприятный, так как, не имея возможности получить желаемое, он начинает переживать эмоционально, что, в свою очередь может выразиться в нарушениях сердечного ритма, частых заболеваниях, нарушением режимов сна и бодрствования, отказом от еды, плаксивостью.

Как помочь ребенку преодолеть кризис первого года жизни

Кризис первого года обычно не замечают родители, которые долго ждали появления ребенка, либо, если он уже не первый. Они просто радуются всем достижениям ребенка и не мешают ему исследовать мир.

Общие рекомендации могут быть следующими:

  • Всегда разговаривайте с ребенком спокойным голосом, старайтесь не раздражаться и не повышать голос при ребенке, даже если раздражение обращено не к нему.
  • Создайте ребенку режим дня, при котором кормления будут происходить примерно в одно время и ребенку не придется ожидать приготовления еды. Это меньше относится к детям на естественном вскармливании по требованию, такие дети имеют всегда доступ к еде, поэтому растут более спокойными - у них меньше поводов для непонимания с матерью.
  • Когда ребенок начинает передвигаться по дому - уберите все, что может ему навредить, поощряйте его исследовать окружающий мир и радуйтесь открытиям, которые он совершает.
  • Как можно меньше запрещайте. Все запреты должны быть обоснованы, и соблюдаться всеми членами семьи.
  • В семье должно быть единодушие по вопросам воспитания ребенка.

Светлана Шимкович