Zara: доступная мода - История успеха

Zara история

Zara – испанская история успеха

Демократичная и стильная марка одежды Zara смогла стать достойной альтернативой раскрученным и дорогим брендам. Даже директор дома моды Louis Vuitton Даниэль Пьет предположил, что она станет в один прекрасный день «наиболее инновационной и сокрушающей розничной сетью» в мире. А авторитетная телерадиокомпания CNN охарактеризовала брэнд Zara как «испанскую историю успеха». Если все остальные магазины одежды в Испании продают товары одному и тому же клиенту три раза в год, то Zara – как минимум семнадцать раз в год.

История брэнда началась в 1975 году, когда Амансио Ортега решил наладить производство недорогих, но качественных мужских пиджаков. По этому поводу он даже собрал семейный совет на квартире старшего брата. Первый магазин Ортега открыл в центре города Ла-Корунья. Там можно было по сносным ценам приобрести копии моделей известных европейских фирм. Спустя всего лишь несколько лет Амансио уже был не только владельцем Zara, но и учредил ряд «дочерних» брэндов – таких, как Massimo Dutti, Pull and Bear, Oysho, Uterqüe, Stradivarius и Bershka.

alt

Привлекательная и доступная

Zara Амансио Ортега
Амансио Ортега

Концепция Zara заключается в том, чтобы предлагать красивую и функциональную повседневную одежду молодежи и покупателям из категории «за тридцать». В число верных поклонников этой марки входят те, кто желает в каждом сезоне носить исключительно модные вещи и при этом готов довольствоваться относительно недорогим гардеробом. Для того чтобы постоянно одеваться в Zara, вовсе не обязательно получать высокую зарплату или быть владельцем успешного бизнеса. Хотя, вполне состоятельные люди тоже часто выбирают именно эту одежду, поскольку при демократичных ценах она демонстрирует безукоризненное качество пошива.

В отличие от большинства известных производителей одежды, которые стремятся использовать дешевую рабочую силу из развивающихся стран, Zara преимущественно пользуется услугами местного рынка труда в Испании. Провинциальный городок Ла-Корунья в шутку даже прозвали «Зараполисом», поскольку практически все его жители работают в этой компании. Только 26% продукции Zara производится в других странах Европы, и еще 24% - в странах Азии и Африки.

На рекламные акции руководство модной марки практически денег не тратит, считая, что в случае с одеждой эффективнее всего работает «сарафанное радио». Существует корпоративный анекдот о том, как Амансио Ортега уволил молодого менеджера за то, что он пригласил известную кинозвезду сфотографироваться на фоне магазина. Менеджер, по мнению Ортеги, совершенно не уяснил для себя суть концепции Zara.

alt

Мгновенная мода

Zara историяПредприимчивость Амансио Ортега позволила ему уйти от сложившейся в мировой швейной промышленности долгоиграющей схемы, при которой от разработки коллекции до ее поступления в продажу уходило в среднем шесть месяцев. Производители и дистрибьюторы не имели возможности продавать больше двух-трех коллекций в год , не успевали предугадывать предпочтения потребителей и в итоге часто оставались с нераспроданным товаром.

В Zara сумели существенно сократить время от дизайна одежды до ее поступления в продажу: оно теперь не превышает пятнадцати дней. Ортега потом назвал этот формат «мгновенной модой», и в его рамках ассортимент магазинов стабильно обновляется каждые две недели. Дни поставки новых моделей обычно объявляются «днями Z».

В восьмидесятые годы XX века все свои брэнды Ортега объединил под крылом компании Inditex.

В магазинах Zara продается семь линий продукции, представленных мужской и женской одеждой, в том числе нижней, верхней, а также обувью, косметикой и аксессуарами. В каталогах Zara можно увидеть и одежду для детей. Более 50% всей продукции компания выпускает в начале сезона, в течение него – все остальное. У Zara более полутора тысяч магазинов почти в восьмидесяти странах мира, в частности, во Франции, Великобритании, Германии, Мексике, Бразилии, Саудовской Аравии, на Филиппинах, в Японии и так далее. В России компания открыла пока лишь немногим более тридцати магазинов, что, безусловно, слишком мало для такой огромной страны: ведь только в Испании, значительно уступающей нашему государству по размерам, их насчитывается более пятисот.

Светлана Усанкова