Дошкольное образование и его особенности

дошкольное образованиеНикто не будет спорить, что обучение в школе совершенно необходимо ребенку для успеха в жизни. А вот дошкольное образование часто недооценивается: порой кажется, что до семи лет дети еще слишком малы, чтобы всерьез чему-то учиться. Но реалии сегодняшней жизни таковы, что ребенок вряд ли сможет учиться в школе без тщательной подготовки.

alt

Что такое дошкольное образование

Дошкольное образование включает в себя не только обучение и развитие, но также и воспитание, присмотр и уход за ребенком в возрасте от трех до семи лет. В некоторых учреждениях дошкольного образования (например, яслях и детских садах с ясельной группой) принимают детей и более младшего возраста – с полутора лет и даже с двух месяцев. Впрочем, к столь раннему обучению отношение психологов и педагогов неоднозначно: большинство специалистов полагает, что в раннем возрасте детям лучше воспитываться только в семье.

 

дошкольное образованиеДошкольное образование имеет важные особенности. Оно гораздо чаще, чем школьное образование, осуществляется в домашней обстановке. Это может быть связано с состоянием здоровья ребенка, с особенностями его развития, желанием родителей или нехваткой дошкольно-образовательных учреждений. К счастью, любые родители в силах научить своего ребенка тому, чему его научат в детском саду. Кроме того, существует немало детских студий развития, в которых проводятся различные занятия для малышей.

На сегодняшний день основная задача детских садов и студий развития – подготовить ребенка к школе, дать малышу необходимые знания и навыки. Кроме того, в таких образовательных учреждениях дети социализируются, учатся работать в коллективе. Дошкольное образование должно способствовать развитию интеллекта ребенка, его творческих способностей и физических возможностей.

Занятия в дошкольных учреждениях сильно отличаются от занятий в школах. Маленькие дети физически не способны просидеть сорок-сорок пять минут, сконцентрировавшись на изучении какого-то вопроса. Поэтому занятия в детских садах и студиях развития обычно короткие, их продолжительность не превышает двадцать пять минут.

Знания преподносятся детям в игровой форме: так проще всего привлечь внимание дошкольника и сделать занятия интересными для него. В форме игры формируются необходимые навыки, в ходе игры они отрабатываются. При этом основной акцент преподаватели делают на формировании навыков, которые пригодятся при обучении в школе.

Серьезная роль в дошкольном образовании отводится и родителям. Именно дома малыш может на практике применить усвоенные навыки. Конечно, никто не задает в детском саду домашних заданий, но очень желательно играть с ребенком в развивающие игры, которые способствуют закреплению умений и знаний.

alt

Выбор

Еще несколько десятилетий назад у родителей не было большого выбора, как помочь ребенку получить дошкольное образование: можно было ходить в детский сад или заниматься с ребенком самостоятельно. Сейчас существуют и другие возможности, например, можно нанять няню-гувернантку, которая будет не только ухаживать за ребенком, но и учить его. Можно водить малыша в развивающие студии, а можно индивидуально заниматься со специалистом, который осуществляет подготовку к школе. Все эти разновидности дошкольного образования имеют свои достоинства и недостатки.

Например, в детском саду ребенок проводит много времени, а это значит, что у него есть время и для интеллектуальных занятий, и для спорта, и для игр. Кроме того, ребенок получает опыт жизни в коллективе. Также детский сад – настоящее спасение для работающих родителей, которым никто не помогает с малышом, а услуги няни не по карману. Но в детские сады обычно большие очереди, и далеко не у всех родителей есть возможность устроить своих детей в понравившийся садик. Также в садах дети обычно много болеют, а качество обучения напрямую зависит от опыта и квалификации педагога. А педагоги далеко не всегда бывают достаточно подготовлены должным образом: зарплата воспитателя детского сада мало кого привлекает.

Если в детском саду ребенок проводит почти весь день, то студии развития распахивают свои двери для малышей лишь ненадолго, два-три раза в неделю. Потому и программа обучения в таких студиях обычно более насыщенная. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Многим детям может быть непросто учиться в таком темпе. Кроме того, занятия в таких студиях развития обычно недешевы.

 

Домашнее образование подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Однако у такого образования есть свои недостатки.

 

Обычно родители идут по пути наименьшего сопротивления и стараются учить ребенка тому, что ему проще дается, или тому, что сами родители считают особенно важным. В результате такое образование получается несколько односторонним. Кроме того, ребенок не получает опыта коллективной работы, и в школе ему может быть сложно учиться в компании сверстников.

Обеспеченные родители могут воспользоваться услугами няни-гувернантки, которая не только будет ухаживать за ребенком, но и заниматься с ним. Успешность такого обучения зависит от того, насколько доверительные отношения устанавливаются у няни с воспитанником, и насколько няня опытна. Педагогического образования в большинстве случаев недостаточно: необходим еще и опыт работы с детьми, причем именно дошкольниками.

То же можно сказать и об индивидуальной подготовке к школе с психологом или педагогом. Не стоит обращаться к школьным учителям. Лучше, если занятия будет проводить профессионал, которые хорошо знает психологию дошкольников и специализируется именно на подготовке к школе. Такие занятия можно сочетать с посещением студий развития или детского сада. Достоинства индивидуального обучения очевидны – ребенок учится в удобном ему темпе, и все мнение преподавателя принадлежит одному малышу. Что же касается недостатков, то к ним можно отнести высокую стоимость индивидуальных занятий.

Мария Быкова