Как научить ребенка читать: рекомендации родителям

как научить ребенка читатьКак научить ребенка читать? Существуют ли универсальные методики? Очевидно, что без умения читать в современном мире не прожить, и даже в школу детей, не освоивших чтение, принимают крайне неохотно. Но в каком возрасте учить читать и как именно это делать, многие родители представляют довольно смутно.

alt

Лучший возраст для начала обучения

Многие родители стараются научить своих детей читать как можно раньше. Но, по мнению неврологов, лучше не спешить с обучением. Развитие детского мозга происходит постепенно. Если учить ребенка тому, чему он еще не готов научиться, это может привести к переутомлению, гиперактивности и чрезмерному возбуждению. А слишком большая настойчивость родителей, желающих обучить свое чадо чтению, может надолго отвратить ребенка от этого вида деятельности.

 

Сам ребенок отнюдь не нуждается в том, чтобы научиться читать к двум-трем годам. Обычно столь раннее обучение нужно родителям, которые гордятся собой, демонстрируя окружающим способного малыша. Но умение читать – это не только способность складывать буквы в слоги, слоги в слова, а слова – в предложения. Это еще и способность понимать прочитанный текст, усваивать его. А такой способности у ребенка в два года еще нет.

Конечно же, это не значит, что первое знакомство малыша с буквами должно произойти перед самой школой, а то и в первом классе. Но и требовать от годовалого крохи читать целые предложения было бы несколько преждевременно. Начинать показывать малышу буквы можно уже в два года. В этом возрасте он будет с удовольствием строить башни из кубиков, на которых нанесены изображения букв и соответствующие картинки. В процессе игры буквы будут постепенно запоминаться.

Переходить непосредственно к чтению можно только тогда, когда ребенок будет к этому готов. Определить физиологическую готовность малыша, которая наступает примерно в возрасте четырех-пяти лет, можно по ряду признаков:

  • У ребенка полностью сформирована речь, он не только говорит целыми предложениями, но и может составить из этих предложений связный текст;
  • У ребенка нет серьезных логопедических проблем;
  • Дитя способно распознавать звуки в начале, середине и конце слова, у него в достаточной степени развит фонематический слух.

alt

С чего начать?

Многие родители совершают одну серьезную ошибку: они сначала учат ребенка названиям букв, а не звукам, которые эти буквы обозначают. То есть, например, буква «М» называется «Эм», а буква «Ш» - «Ша». Этот метод называется сложением букв. Такой подход в корне неверен, он очень затрудняет в дальнейшем чтение. Ребенок, который выучил названия букв, пытается их складывать в слоги так: «Эм-А-Эм-А», в то время как ребенок, которого учили по звукобуквенной методике, бегло прочтет «М-А-М-А».

Звукобуквенная методика подразумевает знакомство малыша в первую очередь со звуками. После этого ребенок учится анализировать звуки в составе слова и соотносить их с буквенными обозначениями. Эта методика признана наиболее эффективной, поэтому при покупке первого букваря для малыша желательно, чтобы этот букварь подходил именно для такого обучения.

Порядок изучения звуков и букв тоже важен. Сначала следует учить гласные звуки, потом переходить к твердым звонким согласным, и только потом – к звукам глухим и шипящим. Как правило, в букварях буквы расположены именно в таком порядке.

alt

Звуки и слоги

Выучив первые звуки, можно уже переходить к чтению слогов. Поначалу ребенку может быть сложно понять, как объединять звуки в слоги. И тут не помощь придут наглядные картинки. Например, на таких картинках могут быть изображены буквы, бегущие друг за другом.

Для начала лучше объединять в слоги гласные звуки и буквы. Гласные можно тянуть и даже петь – соответственно, их объединение друг с другом не будет сложным. Самые первые гласные, которые учит ребенок – это «А» и «У». Когда объединение гласных звуков освоено, можно переходить и к более сложным слогам, состоящим из гласного и согласного звука.

Лучше уделить чтению слогов побольше времени, чтобы навык закрепился. После этого постепенно можно переходить к чтению слов.

alt

Чтение слов

Для освоения чтения слов опять пригодятся наглядные картинки. Специалисты по подготовке детей к школе советуют рисовать, к примеру, поезд с вагончиками. В вагончиках располагаются слоги, которые соединяются в слова.

Сначала желательно выбирать слова попроще, например «Мо-ло-ко», «Ко-ро-ва» или даже «кро-ко-дил». А слова, где на стыке слогов получается две или более согласных, лучше оставить на потом. Со временем малыш справится и с ними, но основной принцип обучения чтению, как и любого другого обучения – идти от простого к сложному.

alt

Хочет ли ребенок читать?

В былые времена, когда не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни электронных игрушек, чтение было очень популярным развлечением. Но далеко не все современные дети любят читать, даже если умеют это делать. Желания научиться читать у многих детей тоже нет: зачем учиться складывать буквы в слоги, если можно просто включить компьютер?

Это свойственно человеческой природе – никто не выберет сложный путь, если есть путь более легкий. Безусловно, читать сложнее, чем слышать или смотреть видеоролики. И все же без чтения не обойтись. Что же делать, чтобы ребенок захотел сначала научиться читать, а потом и читать?

Многочисленные исследования убедительно доказывают: в семьях, где родители любят читать, дети тоже вырастают читающие. И первое, что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением – читать ему вслух. С самого раннего детства. Самые разные книжки. Лучше, конечно, выбирать действительно хорошую литературу, соответствующую возрасту. Но в любом случае надо читать регулярно. Телевизор же и компьютер лучше ограничивать.

Когда ребенок начнет потихоньку читать по слогам, можно пойти на небольшие хитрости. Например, останавливать чтение новой книги на самом интересном месте и просить, чтобы малыш прочитал, что там дальше. Для начала пусть он читает лишь пару предложений – ведь чтение ему дается еще нелегко. В дальнейшем объем текста для самостоятельного чтения увеличивается, и вот – ребенок уже читает сам.

Мария Быкова