Школьная программа с каждым годом становится все насыщеннее, и неподготовленным первоклассникам может быть очень непросто справиться с обучением. Правильная и своевременная подготовка к школе позволяет облегчить адаптацию ребенка к новым условиям и облегчить процесс обучения. Когда же начинать такую подготовку?
Начать вовремя
Современные родители стремятся начать обучение детей как можно раньше. Им на помощь приходят многочисленные центры развития малышей, специалисты которых за солидное вознаграждение готовы научить читать, писать и считать едва ли не грудных младенцев. Но возможно ли это?
Психологи и педагоги относятся к столь раннему развитию скептически. Вундеркинды были во все времена, но обычным детям слишком раннее обучение ни к чему. Чрезмерные нагрузки могут вызвать как минимум отвращение к учебе, а то и нервные срывы – маловероятно, что амбициозные родители мечтают именно о таком результате. Кроме того, раннее обучение, например, чтению вовсе не значит, что ребенок за свою жизнь прочтет больше книг, чем тот, кого начали учить на два-три года позже. Ведь читать – это не только складывать буквы в слова, но и понимать, усваивать текст. А это умение приходит постепенно.
Таким образом, многие методики раннего развития детям просто не нужны. Психологи советуют не увлекаться чрезмерно обучением ребенка, давая ему возможность развиваться в комфортном темпе. Тогда подготовку к школе можно будет начинать примерно в возрасте пяти лет, то есть именно тогда, когда ее традиционно начинают.
Это, конечно же, не означает, что до пяти лет ребенку не стоит отвечать на вопросы и рассказывать, скажем, о буквах и цифрах. Просто нежелательно торопиться с регулярными занятиями.
Подготовка в детском саду
Последний год в детском саду посвящен подготовке к школе. Малышей знакомят с алфавитом, учат производить простейшие арифметические действия, играют с ними в игры на иностранном языке. Занятия в садике длятся меньше, чем в школе – не более получаса. Это связано с тем, что дошкольникам еще трудно усидеть на месте в течение сорока минут, сконцентрировавшись на каком-то занятии.
Обычно занятия проводит знакомая и любимая воспитательница. По этой причине будущие школьники не стесняются и не робеют, не отвлекаются и хорошо усваивают материал. А в некоторых садах в последний год на занятия специально приглашают педагогов из ближайшей школы. Это позволяет наладить контакт учителей с будущими учениками и познакомить детей (а также их родителей) с требованиями того или иного среднего учебного заведения.
Недостатки предшкольной подготовки в детском саду очевидны. Как правило, воспитатель в группе не имеет возможности искать индивидуальный подход к каждому малышу, а значит, в группе неминуемо кто-то будет отставать. Кроме того, если ребенок заболеет (а дети в этом возрасте болеют часто), он может пропустить что-то важное, и придется заниматься дополнительно дома. А некоторые дети вообще не ходят в детский сад, и поэтому лишены возможности готовиться в школе таким образом.
Центры развития
В центрах развития с детьми могут заниматься по разным программам.
Тем малышам, которые не посещают детский сад, помогут центры развития для детей. Посещение занятий в таких центрах платное, но диапазон цен очень широк, так что практически каждая семья может себе позволить водить ребенка в такой центр.
Родителям желательно заранее выяснить, какая именно программа предлагается, чтобы принять решение, стоит ли их чаду посещать занятия.
На занятиях детей учат чтению и счету, дают им основные знания о природе и окружающем мире, знакомят с иностранными языками. Уделяется внимание творческим занятиям: рисованию, лепке, танцам. Обычно занятия длятся от полутора до трех часов (вместе с перерывами), рекомендуется посещать занятия не реже двух раз в неделю. Группы в центрах всегда меньше, чем в детских садиках.
Поскольку занятия в центрах развития дети обычно посещают не каждый день, программа малышам предлагается довольно насыщенная. Это одновременно достоинство и недостаток: все зависит от того, в каком темпе ребенок усваивает полученную информацию. Некоторым детям занятия в центрах развития очень нравятся, другим же бывает сложно заниматься. Еще один недостаток таких центров – в отличие от детских садиков они могут быть не слишком удобно расположены, то есть добираться до них придется не пешком, а на транспорте.
С помощью родителей
Основная ответственность за обучение дошкольника лежит, конечно, на его родителях. И хотя современные мамы и папы зачастую гораздо больше интересуются карьерой, чем воспитанием собственного ребенка, необходимо заниматься с малышом дома.
Заниматься – не значит сидеть за столом и заставлять зубрить что-то новое. Малыши учатся, играя, и если родители будут участвовать в таких развивающих играх, обучение будет эффективным. Важно помнить, что ценится именно активное участие родителей. Купить крохе развивающие игры недостаточно – дети еще не имеют навыка самостоятельного обучения, с ними необходимо заниматься.
Репетиторы
К некоторым детям требуется индивидуальный подход, и тогда на помощь приходят репетиторы. Лучше искать специалиста по рекомендациям знакомых, и лучше, если педагог или психолог будет специализироваться именно на подготовке к школе . Приглашать для занятий школьных учителей нецелесообразно – нужно, чтобы специалист умел работать именно с дошкольниками.
Психология пяти- и шестилеток имеет свои особенности, поэтому наиболее эффективными будут занятия со специалистами, которые имеют опыт работы в детских садах (государственных или частных) и привыкли иметь дело именно с детьми дошкольного возраста. Как правило, специалисты занимаются с детьми два-три раза в неделю по полтора-два часа. Но занятия такие обычно недешевы. Немного сэкономить можно, если приезжать к репетитору на дом, а не приглашать его к себе, но такую форму обучения практикуют не все специалисты.
Мария Быкова