Ребенок до года: самое важное

ребенок до годаПервый год жизни – трудное и очень ответственное время. Ребенок до года совсем беззащитен, он полностью зависит от взрослых и требует много внимания. И все же кроха взрослеет с каждым днем. Каждый месяц приносит малышу новые открытия, и к своему первому дню рождения ребенок знает и умеет уже очень многое.

alt

Уход за младенцем

Маленький ребенок требует внимания постоянно. Сначала он сам ничего не может, поэтому задача родителей – накормить, переодеть и развлечь кроху. Потом ребенок становится более самостоятельным, и родителям приходятся еще и следить за сыном или дочкой, чтобы любопытное неразумное чадо не нанесло себе какой-то вред.

 

Кормить ребенка можно по часам или по требованию. Большинство родителей отдают предпочтение промежуточному варианту: гибкому графику кормления, разработанному с учетом потребностей ребенка.

Содержать малыша в чистоте в век одноразовых подгузников нетрудно. Кроме того, необходимо ежедневно купать малыша – купание является не просто гигиенической процедурой, оно способствует развитию крохи.

У маленьких детей плохо развита терморегуляция, поэтому необходимо следить, чтобы малыш не замерз и не перегрелся. Также нужно проводить закаливающие процедуры, делать крохе массаж и заниматься специальной гимнастикой. А уберечь ребенка от инфекционных заболеваний помогут профилактические прививки.

alt

Особенности психологии детей до года

У новорожденных хорошо выражены рефлексы: сосательный, хватательный и другие. Эти рефлексы помогают младенцу, который еще не умеет думать и рассуждать, выжить. По мере накапливания жизненного опыта и совершенствования мышления роль рефлексов в жизни ребенка становится все менее значимой.

 

Новорожденный ребенок переживает серьезный стресс в связи с резким изменением условий жизни: большую часть времени ребенок до месяца спит

 

. Но время идет, и малыш адаптируется к жизни в этом мире. Малыш научается следить взглядом за предметами, узнавать голоса и лица. В возрасте одного-двух месяцев он уже может наградить родителей своей первой осознанной улыбкой.

Уже в возрасте месяца ребенок делает первые попытки сообщить близким о своих чувствах: его плач приобретает эмоциональную окраску. Чуткие матери могут определить, хочет их малыш внимания, проголодался или чувствует дискомфорт из-за переполненного подгузника. В этом возрасте ребенок уже может фокусировать взгляд и следить глазами за предметом. Однако поворачивать головку вслед за предметом ребенок еще не умеет: он пока не способен осознавать причинно-следственные связи.

В два месяца ребенок уже начинает интересоваться общением с родителями, оживляться и гулить, завидев мать или отца. В три месяца малыш уже способен узнавать лица родителей, выделяя их. Тогда же ребенок учится развлекать себя самостоятельно, например, рассматривать подвешенные над кроваткой игрушки или собственные ручки. К четырем месяцам время самостоятельного познания мира может увеличиться до двух часов.

К пяти месяцам ребенок научается четко проявлять определенные эмоции. В этом возрасте дети обычно уже умеют узнавать себя в зеркале и отзываются на собственное имя. Кроха уже может сообщить о своих желаниях, например, указать на материнскую грудь в случае голода.

После полугода малыш отчетливо научатся делить людей на своих и чужих: к последним он относится с недоверием. Его игры становятся осознанными: это уже не просто размахивание погремушкой, а некое взаимодействие с игрушкой. Дети узнают предметы, в том числе и в книжке на картинке. Также крохи понимают просьбы взрослых и с удовольствием выполняют их.

Развиваются коммуникативные навыки. И хотя игры с другими детьми чаще сводятся к отниманию понравившихся игрушек и попыткам поковырять новому приятелю глазки, со взрослыми годовалый малыш уже вполне может общаться. Он адекватно понимает обращенные к нему слова и может выразить свое мнение. В этом возрасте начинаются и первые капризы: если ребенок не согласен со взрослыми по какому-то важному для него вопросу, он наверняка сообщит об этом. Родителям в такой ситуации следует не просто настаивать на своем, но и объяснять крохе свою точку зрения.

alt

Воспитание малыша

Не рановато ли говорить о воспитании, если ребенок еще не отпраздновал свой первый день рождения? Психологи утверждают, что не рановато. Но воспитывать малютку следует, конечно же, с учетом возрастной психологии.

В старых книгах по психологии можно найти довольно своеобразные советы по воспитанию крох. Например, матерям рекомендовали строго соблюдать режим дня, не брать ребенка лишний раз на руки и не реагировать на его плач. Считалось, что такое поведение позволит сделать ребенка послушным и кротким. На сегодняшний день подобные советы признаны вредными. Ребенок плачет и зовет маму, потому что ему страшно и плохо одному, а вовсе не потому, что он хочет таким образом поиздеваться над родителями. Дитя совершенно беззащитно, и большую часть возникающих проблем оно решить просто не в состоянии. И задача любящих матерей и отцов – помочь своему малышу. Поэтому не стоит бояться избаловать ребенка – до года это просто невозможно.

 

К году ребенок четко должен знать слова «нельзя» и «опасно». Все запреты малышу нужно обязательно объяснять.

 

Конечно, нет необходимости рассказывать крохе о принципе действия электрического тока, достаточно просто объяснить доступным языком, что, например, электрические розетки – источник опасности и боли.

В возрасте до года у ребенка необходимо сформировать ряд полезных привычек, например, развлекать себя самостоятельно, сообщать о своем голоде или проситься на горшок. Некоторые дети осваивают эти навыки уже к году, другие – только к двум годам. Темпы развития у всех разные, поэтому не стоит ругать малыша, если он с чем-то не справляется. Родителям крохи необходимо запастись терпением.

Мария Быкова