Методика Монтессори: за и против

методика МонтессориСистема или, как ее еще называют, методика Монтессори родилась в самом начале XX века. На сегодняшний день по этой методике занимается множество детей во всем мире, у системы воспитания и образования, разработанной Марией Монтессори, есть немало преданных поклонников и яростных противников.

alt

Суть методики

Мария Монтессори создала систему воспитания, основанную на индивидуальном подходе. В педагогике Монтессори недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми или же оценивать его по каким-то общепринятым меркам. В этой системе не применяются ни поощрения, ни наказания: дети обучаются свободно, без какого-либо принуждения.

Мария Монтессори начинала работать с умственно отсталыми детьми, и методика изначально создавалась именно для воспитания малышей, отстающих в развитии. Со временем педагог стала заниматься по этой системе и со здоровыми детьми. Она исходила из того, что все дети стремятся принимать участие в жизни взрослых, поэтому нет необходимости принуждать ребенка к обучению: он сам будет с радостью учиться, если только позволить ему развиваться в комфортном для него темпе. И действительно, дети, которым Мария Монтессори давала возможность самим выбирать ритм и темп обучения, продолжительность занятий, дидактический материал и направление развития, развивались быстрее, чем их сверстники.

 

В зависимости от способностей и потребностей каждого ребенка, программа изменяется, позволяя каждому достичь максимальных результатов.

 

В детях всячески поощряется самостоятельность, и педагог с уважением относится к выбору ребенка, если малыш, к примеру, использует дидактический материал не по назначению.

Большое внимание уделяется развитию чувственного восприятия. Дидактический материал разработан таким образом, чтобы воздействовать на чувства ребенка – главным образом, на осязание.

В обучении по методике Монтессори нет мелочей: каждая деталь интерьера направлена на то, чтобы ребенок развивался. Кроме того, окружающая среда должна быть комфортной для малыша, к тому же у ребенка должна быть возможность изменять обстановку в соответствии со своими потребностями: например, выбирать место, переставлять стулья и столы.

Взрослые в системе Монтессори выступают не в роли учителей, а в роли наблюдателей. Задача родителей – помочь ребенку стать самостоятельным. Основная задача педагога также заключается в том, чтобы не мешать процессу самостоятельного развития ребенка и не пытаться скорректировать этот процесс по своему вкусу. Взрослым рекомендуется думать о ребенке и его будущем, а не пытаться «вылепить» из ребенка личность по своему образу и подобию.

alt

Преимущества системы

Если традиционная педагогика учит ребенка жить по правилам, то методика Монтессори учит эти правила создавать. Ученики рано становятся самостоятельными. Их не нужно мотивировать учиться: они сами стремятся к образованию, потому что учатся именно тому, что им интересно. Такие дети быстро научаются самостоятельно организовывать свою деятельность и нести ответственность за свои поступки.

Разновозрастные коллективы позволяют детям научиться общаться как со старшими, так и с младшими товарищами. Старшие помогают младшим, и в результате в первых воспитывается ответственность, а во вторых – уверенность.

Ученики задают вопросы и сами ищут на них ответы: система дает им такую возможность. Учитель может ответить на вопрос, но никогда не будет решать задачу за ребенка. Конечно, в процессе обучения дети совершают ошибки и учатся самостоятельно их выявлять и исправлять.

alt

Недостатки системы

Какие-то идеи Марии Монтессори, безусловно, можно применять на практике всем и всегда. Например, наверное, ни одному ребенку не помешают ответственность и стремление учиться. Но воспитание по системе Монтессори может иметь и определенные недостатки.

Например, дети, которые воспитывались по такой методике, обычно довольно болезненно переносят столкновение с традиционной системой образования. Если методика Монтессори предполагает индивидуальный подход и дает ребенку максимальную свободу, то в обычной школе подход ко всем стандартный, а о свободе приходится только мечтать. Не все дети легко адаптируются к таким переменам.

Педагоги, работающие по системе Монтессори, должны учиться очень долго: никакие краткосрочные курсы не дают необходимых навыков. И, разумеется, стоимость услуг таких педагогов обычно довольно высока, да и найти настоящего специалиста может быть непросто. А педагоги, изучившие методику лишь поверхностно, недостаточно компетентны для того, чтобы найти подход к любому ребенку.

 

Для обучения по системе Монтессори требуется большое количество специальных дидактических материалов, многие из которых не имеют аналогов.

 

Качество таких материалов очень важно: использование кустарных подделок недопустимо. Поэтому сэкономить на оборудовании для обучения вред ли удастся.

Основная претензия к методике Монтессори – недостаточное развитие творческих способностей детей. Спонтанные игры в этой методике считаются вредными и тормозящими развитие ребенка. В то время как интеллектуальные способности развиваются в полную силу, детским творческим порывам не уделяется достаточного внимания.

По мнению Марии Монтессори и ее последователей, рисование – ненужная деятельность, уводящая ребенка от реальности. Соответственно, в классах и группах, работающих по этой системе, не найти карандашей и красок. Дети не имеют возможности рисовать, даже если такое желание в них присутствует.

Отношение к литературе в этой методике тоже неоднозначное: детей учат читать, но не прививают им любви к чтению. Дети читают, чтобы получить информацию, но не получают от процесса чтения удовольствие.

Мария Быкова