Декоративная косметика - стоит ли ее использовать «на всю катушку»?

декоративная косметикаМожет показаться, что только недавно человечество помешалось на красоте и различных средствах ее достижения, но декоративная косметика появилась много тысяч лет назад - вероятно, одновременно с появлением первых религиозных культов.

Египет: косметика для души

Вы наверняка видели изображения жителей древнего Египта; накрашенные глаза - одна из самых заметных деталей этих картин.

 

Египтяне считали, что внешность напрямую связана с уровнем духовности, и искали способы подчеркнуть свою связь с высшими силами.

Одно из веществ, которые египтяне использовали в качестве декоративной косметики, называлось месдемет. В его состав входили медь и свинец - не самые безопасные для кожи вещества, но со своими задачами они справлялись. Подводя глаза краской, египтяне не только делали свою внешность выразительнее, но и отгоняли злых духов.

Более того, месдемет служил хорошим дезинфектором и репеллентом. Учитывая то, что в регионах, расположенных на берегах Нила, всегда было много насекомых, можно восхититься практичностью древних. Для того, чтобы украсить себя, они использовали вещества, которые отпугивают насекомых.

Впрочем, египтяне красили не только глаза. Смесью красной глины и воды они красили губы и щеки, а при помощи хны придавали желтоватый или оранжевый оттенок ногтям.

Со временем они стали проявлять еще большую изобретательность. Ученые считают, что часть ингредиентов краски, которую некоторые египтяне использовали для подводки глаз, получали путем различных химических реакций, так как в природе такие вещества не встречаются. Кроме того, установлено, что месдемет на 7-10% состоял из жира - благодаря этому он легко наносился и ровно ложился на кожу. А ведь мы и сейчас пользуемся декоративной косметикой, в состав которой входят жиры.

Во времена правления греков, а затем - римлян, значение косметики изменилось. Люди по-прежнему хотели быть красивыми, но не ради духовного роста и не для богов, а для себя и друг для друга. Считается, что кому-то из римлян принадлежит фраза: «женское лицо без краски - как еда без соли». С тех пор смысл применения декоративной косметики в западной культуре практически не менялся.

Аристократическая бледность

На протяжении веков бледная кожа была стандартом красоты - она указывала на положение человека в обществе. Белая кожа могла быть только у тех, кому не нужно работать под открытым небом - у представителей высшего класса. Чтобы достичь идеальной бледности, было недостаточно закрываться зонтиком от солнца; женщинам и мужчинам для этого приходилось пользоваться свинцовыми белилами. За соответствующий положению внешний вид приходилось платить определенную цену - отравление свинцом стало распространенной проблемой у представителей высшего класса. В 19 веке свинцовым белилам нашлась безопасная замена - пудра из оксида цинка. Это вещество и по сей день является ингредиентом множества разновидностей декоративной косметики.

В начале 20 века в моду вошел загар; появившиеся тогда средства для автозагара и бронзаторы по сей день пользуются широким спросом.

Стремление к молодости

Тогда же, в начале 20 века, женщины среднего возраста принимали активное участие в развлечениях, путешествовали, открывали для себя новые виды деятельности. Все это заставило их обратить пристальное внимание на свою внешность - и признать тот факт, что неумеренность в пище, грязный воздух больших городов и образ жизни, не отличающийся размеренностью, отражаются на состоянии кожи. Производители косметики откликнулись - в продаже появились первые противовозрастные кремы. Более того, в крупных европейский городах начали открываться салоны красоты, где можно было пройти омолаживающие процедуры и сделать макияж (для окрашивания ресниц использовали уголь, а губы красили измельченными лепестками цветов). Женщины входили в такие салоны через заднюю дверь, опустив на лицо вуаль - никто не должен был знать, что они нуждаются в посторонней помощи, чтобы стать красивее.

Индустрия косметики 20 века

С ростом популярности салонов красоты начала развиваться индустрия косметики - и до сих пор у нее не было периодов серьезного упадка.

Чтобы сделать макияж, женщинам больше не нужно было ходить в салон красоты - в магазинах появился широкий ассортимент декоративной косметики. В 1930-х годах в продажу поступили темно-красные помады, которые любили менять оттенок и оставляли заметные следы на одежде - вероятно, в то время где-то случился самый первый семейный скандал из-за пятна помады на рубашке.

Во время Второй мировой войны производство косметики немного сократилось из-за нехватки ингредиентов и снижения спроса, однако после ее окончания в индустрии вновь начался рост.

За последние десятилетия выбор декоративной косметики стал широк, как никогда. В нашем распоряжении сегодня тени и подводки для глаз, туши для ресниц, тональные кремы, пудры, помады, блески для губ, лаки для ногтей самых разнообразных оттенков - и это лишь малая часть того, что можно найти на полках обычных и виртуальных магазинов.

В индустрии красоты вращаются миллиарды долларов, гиганты поглощают менее крупных игроков, а выигрывают при этом, пожалуй, все. Как те, кто получает прибыль, зная, что женщины не перестанут желать стать красивее, так и сами женщины, которые благодаря острой конкуренции на рынке получают все более качественную косметику. А мужчины, конечно, могут жаловаться, что дамы тратят деньги на то, что занимает чуть ли не половину ровных поверхностей в доме и отнимает кучу времени. Но увидев свою любимую, чью красоту подчеркивает идеальный макияж, они все равно теряют дар речи, на время забывают, что нужно дышать, слышат только стук сердца и ее шаги - и, конечно, они тоже остаются в выигрыше.