«Зеленый фургон» - удачная комедия об исторической трагедии

«Зеленый фургон» - удачная комедия об исторической трагедии По разным причинам в сознании большинства тема гражданской войны начала 20-го века в России - тема трагичная. Это - расколы внутри семей, тысячи смертей, горе, голод, террор. И, даже не размышляя о том, кто прав, кто виноват, стоит отметить, что сделать комедию об участнике революции, будь он белый или красный, никогда не было легко. Приключенческая комедия «Зеленый Фургон» по повести Александра Козачинского все же исключение.

Александру Павловскому - режиссеру картины - удалось перенести одесский юмор повести «Зеленый Фургон» - повести об эпохе 20-х, где суета и смута пересекаются, где власть меняется чуть ли не каждый день - на большой экран и сделать из этого всего классику жанра, с тонкими ремарками и фразами, которые вряд ли смогут вызвать хохот, но которые запоминаются навеки.

 

Сегодня, когда литература воспринимается отнюдь не всеми, фильмы, снятые по книге, - довольно большая редкость. «Зеленый Фургон» был повестью полубиографической. В ней Козачинский, который в литературе кроме нее ничем не отметился, рассказал о жизни своей и жизни своего друга Евгения Петрова, который многим известен как звено в связке Ильф-Петров. Нельзя точно сказать, кто из друзей на кого повлиял, но то, что «Зеленый Фургон» имеет много общего с «12 стульями» и «Золотым теленком», отрицать нельзя. Тут и похожий юмор, похожая ирония.

Герой фильма - только окончивший гимназию мальчик, живет в Одессе 20-х годов. Пренебрегая советами отца, отдаваясь мечтам о лаврах Шерлока Холмса, Володя попадает на службу в уголовный розыск. По заданию начальства отправляется в некий уезд на борьбу с самогонщиками и конокрадами, по пути встречая уйму старых знакомых, которых революция не обошла стороной. На протяжении фильма Володя проходит путь от наивного мальчугана до человека разумного. Хоть сюжет и ненавязчив, фильм в свое время произвел сильное впечатление на молодых людей.

В фильме как нельзя лучше передана атмосфера старой, почти легендарной Одессы. Ее помнят и сейчас: по советским фильмам, по одесскому юмору КВН-а восьмидесятых, по Жванецкому, по анекдотам, по книгам Ильфа и Петрова.

Атмосфере способствует и блестящая команда актеров. Тут и Константин Григорьев, блестяще и с иронией исполняющий роль начальника уголовного розыска, и Маргарита Криницына в нелепой роли конвоирши, и Брондуков в бесподобной роли Грищенко, помощника главного героя, и, конечно, Дмитрий Харатьян, молодой, еще совсем мальчишка, исполняющий главную роль Володи Патрикеева. Игра актеров яркая, в меру утонченная. На протяжении всего фильма, улыбка не сходит т с лица. Постановочная работа очень качественна, и ситуативный юмор проскальзывает сквозь позы и жесты.

В общем, фильм получился на удивление легкий, родной. Из минусов, пожалуй, можно выделить операторскую работу и свет, эти остальные технические составляющие нельзя назвать безупречными, сравнивая их с аналогами тех времен. Но все-таки, согласитесь, для советских фильмов не это было главным. Фразы и фразочки из фильма хочется повторять снова и снова, использовать их где только можно, а это говорит о многом.