Возвращение мушкетеров – за Дюма обидно

Возвращение мушкетеров – за Дюма обидно 30 лет спустя они вернулись, реанимированные режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем и Ко. Но ответа на естественный вопрос «А зачем?» так и не последовало. Отговорка «Из-за денег» для фильма с такой родословной и совершенно уникальной реинкарнацией великолепного актерского состава 1978 года не проходит. «Возвращение мушкетеров» - это кино-комикс. Со всеми вытекающими: хорошим видеорядом, карикатурными, но легко узнаваемыми персонажами, отсутствием сюжета и интриги. Но, если из комикса порой удается сделать добротный фильм, то случаев удачного превращения наоборот история пока не знает.

Главная проблема новых «Мушкетеров» в том, что они хотят понравиться всем зрителям сразу. Почитателям оригинальной картины преподносится клон-сюжет все с той же Англией, противостоянием мушкетеров и гвардейцев, со злодеем де Жюссаком, глупым королем и нуждающейся в помощи королевой. Сюда же стоит добавить и заменившего Ришелье финансиста Кольбера, а место миледи заняла не менее активная госпожа де Круаль. Собственно, расклад идентичный тому, который был в «Д`Артаньяне и трех мушкетерах». И уже это настораживает, согласитесь.

 

Предчувствие не подводит. Сюжет новой картины практически дублирует старый. Четверка детей мушкетеров получает задание от королевы Франции отправиться в Англию (других стран не существует, видимо), чтобы разыскать сокровища кардинала Мазарини. Что именно понадобилось итальянцу и прелату-католику на протестантском Альбионе, сценаристов как-то не обеспокоило, поэтому и зрителю над этим задумываться не придется. Помимо посланцев королевы на сокровища охотятся еще две конкурирующие компании: де Круаль с капитаном гвардейцев Леоном и монахи-иезуиты. Последних, правда, больше интересуют не богатства, а кольцо бессмертия, которое тоже каким-то чудесным образом оказалось у Мазарини. Кстати, кольцо - это, очевидно, поклон в сторону толкиенистов и «Властелина колец».

В первой половине фильма почти все старые персонажи умирают. Атос, Портос, Арамис, д`Артаньян, де Жюссак, Мазарини. Они дружно оказываются на том свете, откуда взирают на злоключения конкурирующих группировок. Как водится, поначалу зло побеждает. Приходится мушкетерам просить отгул у небесной канцелярии.

Дружная четверка снова обретает плоть. Для равновесия на землю делегируется и де Жюссак. И вовремя приходит на помощь госпоже де Круаль. Ведь капитан Леон оказывается сыном Портоса, о чем бравый гвардеец и не подозревал. Впрочем, папаша исправил эту несправедливость, заодно познакомил Леона с родной сестричкой Анжеликой. Как это похоже на индийское кино.

Не обидели авторы фильма и поклонников восточных единоборств. Иезуиты демонстрируют китайское кунг-фу, словно где-то пересекались с монахами из Шаолиня. И, кстати, тоже монашка Анжелика укладывает пару супротивников эффектными приемами из того же арсенала, буднично крутит сальто.

Не были забыты и зрители, скажем так, с экзотическими наклонностями. Король Людовик заглядывается на 12-летнюю девочку, а сын Арамиса признается в любви отпрыску д`Артаньяна, не зная точно мужчина это или женщина. Дюма-отца уже давно откровенно жаль.

Воссоединившись, мушкетеры и их дети, как водится, всех победили и, в который уже раз, спасли честь королевы. Леон пожелал сменить мундир гвардейца на плащ мушкетера. Королева благословила союз сына Арамиса и дочери д`Артаньяна. Сына Атоса почему-то убили, а дочка Портоса досыта наелась окорока. Сам Портос зачем-то снял парик в кадре, а д`Артаньян облобызал в губы королеву, чем окончательно все испортил. Из фарса получился банальный стеб.

Увы, не состоялось и возвращение мушкетеров без кавычек. Таких равнодушных Атоса и Арамиса мы не знали. Такого переигрывающего д`Артаньяна не видели. Такого скучного Портоса не представляли.

Дети мушкетеров - шутка людей, ответственных за кастинг. Долговязый жердяй Рауль, меньше его в два раза сдобная Анжелика и ростом где-то посередине между ними лубочный красавец Анри и угловая Жаклин. А ведь герои созыва 1978 года отлично смотрелись вместе, дополняли друг друга, сохраняя индивидуальность, и, что характерно, довольно точно соответствовали прототипам, созданным Дюма, у которого еще раз хочется попросить прощения за наш, российский кинематограф.

Алексей Чернов