Катрин Денев – живое воплощение Франции

Катрин Денев – живое воплощение ФранцииПрошедшие сто лет подарили миру множество звёзд, звёздочек и звездулек кино, эстрады, театра и вообще шоу-бизнеса. Однако настоящих звёзд-символов, которые в своём лице выражали целую эпоху или целые страны, очень и очень мало, их буквально единицы. Если говорить о женщинах, так тут вообще дело ограничивается всего несколькими великими героинями - у Америки есть Мэрилин Монро, Италия гордится Софи Лорен, а вот Франция по-прежнему преклоняется перед Катрин Денев.

Катрин Дорлеак родилась в 1943 году в оккупированном гитлеровцами Париже. Её семья смело может быть названа актёрской - хотя мать, Рене Денев, не была актрисой, зато театральным актёром был отец, Морис Дорлеак (настоящая фамилия - Теньяк). Так что у Катрин и её старшей сестры Франсуазы шансы отправиться в свободное плавание по артистическому миру были весьма велики. И сёстры отправились. Правда, первоначально главной звездой в семье считалась Франсуаза - к этому располагал её более открытый, жизнерадостный, более артистический нрав. Катрин, чья царственная, несколько холодная и величественная красота в будущем сделает её знаменитой, всегда была задумчивой и не слишком активной девушкой. И в то время, пока её сестра снималась в одном фильме за другим и закрепляла за собой статус звезды французского кинематографа 1950-х - 60-х годов, Катрин предавалась девичьим мечтам и подумывала о карьере дизайнера.

 

Однако отец, знавший толк в красоте и актёрском даровании, настоял на том, чтобы младшая дочь также попробовала себя в семейной профессии. Первой пробой пера для Катрин стала второстепенная, фактически эпизодическая роль в картине режиссёра Анри Юннебель «Гимназистки», снятом в 1956 году. Денев заметили - ещё бы было не заметить такую ослепительную красавицу - и следующие несколько лет она активно снимается у режиссёров так называемой «новой волны», самым известным и успешным среди которых был Роже Вадим. Однако Вадим не смог сделать из Катрин настоящую звезду: знаменитый режиссёр и ценитель юных девушек, открывший миру другую французскую очаровательницу, Бриджит Бардо, пытался втиснуть Денев в рамки образа Бардо. Но индивидуальность героини нашего рассказа была настолько велика, что этого не получилось даже у такого мастера как Роже Вадим - к 1964 году Денев была относительно известной актрисой, однако назвать её звездой ни у кого бы язык не повернулся. Впрочем, у Вадима получилось другое - завести с девушкой роман, в результате которого у Катрин 1963 году родился сын Кристиан Жак.

Что не получилось у Вадима, получилось у другого режиссёра, Жака Деми - после его картины «Шербурские зонтики» (1964 год) Катрин Денев стала не просто звездой, о ней узнал весь мир. Конечно, нельзя отказать в таланте всей съёмочной группе (всё-таки Гран-при Каннского фестиваля просто так не получают), однако главной изюминкой киноленты стала именно Катрин. Именно в «Шербурских зонтиках» впервые удалось запечатлеть настоящий образ Денев - ослепительной красавицы, при этом обладающей таинственным и непонятным внутренним миром.

После успеха 1964 года карьера актрисы закономерно пошла вверх и оставалась на вершине успеха 60-е, 70-е, 80-е годы... За это время главным составляющим её популярности стали работы у европейских режиссёров. К их числу относятся французы Бунюэль, Трюффо, Девиль, итальянец Феррери, англичанин Тони Скотт, легендарный поляк Роман Полански... При этом Катрин Денев очень повезло - ей предлагали очень интересные именно с профессиональной точки зрения роли, в которых он могла бы не только блистать своей неземной красотой, но и показывать силу своей незаурядной личности. Чего стоит хотя бы роль в фильме Дневная красавица (1966 год), в котором звезда играла принадлежащую к высшему свету красавицу, которая от скуки и от неудовлетворённости своей пустой жизнью ради острых ощущений «подрабатывала» проституткой в публичном доме.

В 1967 году в жизни Катрин Денев произошла трагедия - в автокатастрофе на Лазурном берегу погибла её сестра Франсуаза. Буквально за несколько месяцев до того на экраны вышла музыкальная комедия «Девушки из Рошфора», в которой две сестры сыграли главные роли... Не всё спокойно было у Катрин и на личном фронте. Вскоре после того, как она родила от Роже Вадима сына, она вышла замуж за известного лондонского фотографа из журнала «Плейбой» Дэвида Бейли. После свадьбы она прожила вместе с мужем три года в английской столице, однако затем по неизвестным причинам вернулась во Францию, разорвав брачные узы. Нужно отметить, что этот союз остался единственными официально оформленными отношениями в жизни звезды, хотя недостатка в громких романах у Денев, естественно, не было. Самым известным её любовником из последующих стал великий итальянский актёр Марчелло Мастрояни, который был готов бросить семью и связать жизнь с Катрин. У блистательной пары в 1972 году родилась дочь Кьяра-Шарлотта (также ставшая, что неудивительно, актрисой), но по инициативе Денев отношения были прекращены. При этом бывшие возлюбленные остались в прекрасных отношениях до самой смерти Мастрояни.

1990-е годы ознаменовались для Катрин Денев ещё одной, следующей после «Шербурских зонтиков», вершиной творчества. Речь о трогательной истории любовного треугольника между владелицей тропической плантации, её падчерицей-вьетнамкой и молодым французским офицером, рассказанной в фильме «Индокитай». Игра Денев в этой картине была настолько сильной, прочувствованной, пропитанной её собственным богатым жизненным опытом и глубоким темпераментом, что безоговорочно стала одним из главных кинематографических событий 1993 года. За эту роль актриса получила национальную французскую премию «Сезар» (вторую на её счету - первая ей досталась за работу в фильме «Последнее метро» (1980 год)) и была номинирована на «Оскара».

Вторая половина 1990-х - 2000-е годы продолжали оставаться для легенды мирового кино временем творческой активности. К этому времени относятся, например, стильный детектив Франсуа Озона «8 женщин», собравший весь цвет французского кино, и культовая лента Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Так что о карьере Катрин Денев никак нельзя говорить в прошедшем времени.

Александр Бабицкий