«О чем говорят мужчины»: несерьезно о серьезном

сериал О чем говорят мужчиныКомедия Дмитрия Дьяченко «О чем говорят мужчины», наверное, и была снята для того, чтобы мужчинам было о чем поговорить. По крайней мере, на многочисленных форумах в интернете не утихают страсти по поводу того, каким он в итоге получился: пошлым или ироничным, мудрым или пустым. Женщины в этих дебатах оказываются непримиримыми обличительницами, мужчины – разумеется, защитниками. Премьера фильма на большом экране состоялась 4 марта 2010 года.

Этот фильм – очередная кинематографическая работа комического театра «Квартет И», в состав которого входят Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит. Веселые спектакли и юмористические программы на радио принесли их коллективу немалую популярность. Мэтр разговорного жанра Геннадий Хазанов назвал «Квартет И» «квартетом интеллигентов». Его привела в восхищение способность актеров создавать действительно смешные вещи и при этом не опускаться до «чернухи», политических пасквилей и шуток «ниже пояса».

А вот в картине Дмитрия Дьяченко юморной квартет как раз это все на себя и примерил. Или почти все. Во всяком случае, в категории «ниже пояса» там явно отрабатывали креатив по полной программе. Все-таки название фильма ко многому обязывает: ну, не бывает реальных мужиков, целомудренно избегающих разговоров «про это».

Детям до 16-ти это совсем не нужно

У театра «Квартет И» есть и аналогичный спектакль, но киноверсия получилась несколько короче: спектакль идет почти два с половиной часа, а фильм и до двух не дотягивает. Но, возможно, это сделало его более емким и лаконичным. Кстати, название для киноформата тоже пришлось урезать, потому что изначально постановка именовалась «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках».

«Средний возраст», возможно, вырезать из заглавия и не следовало бы. Это упоминание помогло бы разобраться с возрастными категориями потенциальных зрителей. Оценить фильм по достоинству, несомненно, смогут только те, кто сам уже этот средний возраст пережил. А для молодежи все дискуссии о полезном применении фашистов и аналогиях между женщинами и вилками так и останутся «жестью».

По сюжету четыре друга-приятеля едут на «джипе» в Одессу на концерт группы «Би-2». Так они решили провести уик-энд, сбежав от жен, любовниц и компаньонов по бизнесу. Барац, Демидов, Ларин и Хаит представляют четыре распространенных мужских типажа. Один из героев – убежденный бабник, способный судить о женщинах лишь по длине их ног и сторонник непродолжительных отношений. Другой – пресытившийся свободой холостяк в стадии моральной подготовки к семейным узам. Третий никак не может сделать выбор между женой и любовницей, а четвертый держит имидж верного и ревнивого мужа. Тем не менее, общих тем для разговоров у них находится немало.

Издержки реалистичности

Кроме «Квартета И», в фильме занято немало знаковых фигур российского кинематографа. Здесь и Нонна Гришаева, и Нина Русланова, и Сергей Никоненко, и даже Жанна Фриске, которая играет саму себя. Для певицы эта картина стала третьим пунктом в личной фильмографии после культовых «Ночного дозора» и «Дневного дозора».

Себя, любимых, изображают также спортивный комментатор Василий Уткин, музыканты Андрей Макаревич и Алексей Кортнев, актер Олег Меньшиков. Зачем Дмитрию Дьяченко понадобилось вводить в фильм столько камео, для большинства зрителей так и осталось загадкой. Возможно, он хотел таким образом придать зрелищу большую реалистичность. Другая версия – просто отдал дань своеобразной кинематографической моде. Ведь уже редкий режиссер удерживается от соблазна ввернуть в сюжет пару-тройку камео, хотя порой этот прием опускает в целом качественную режиссерскую работу до уровня китча. Дьяченко в этом смысле тоже несколько переборщил.

И все же, как бы там ни было, фильм хорош уже тем, что он выпукло высвечивает разницу между мужчинами: такими, какими они хотят казаться, и такими, какие они есть на самом деле. Не стоит к ним придираться. Ведь без мужчин – темпераментных и порой мечтательных, занудных и плутоватых, авантюрных и невыносимых – как ни странно, жизнь была бы скучна и однообразна.

Светлана Усанкова