Павел Буре – гламурная «русская ракета»

Павел БуреВыдающихся хоккеистов в нашей стране немало, спасибо холодному климату, генетике и мастерству детских тренеров. Но есть малое количество хоккеистов, которые, помимо феноменальных успехов на ледовой площадке, сумели стать весьма популярными фигурами и в неспортивной сфере. Сейчас нельзя прочитать слова «хоккей», чтобы рядом не прозвучало и «Александр Овечкин». Но все, кто хоккеем более или менее интересуются, знают, что первой раскрученной фигурой такого масштаба в российском хоккее был Павел Буре, знаменитая «Русская Ракета».

Павел Буре: просто хороший хоккеист

Павел БуреПавел Буре родился 31 марта 1971 года в Москве, в семье Владимира Буре, известного советского пловца, неоднократного призёра Олимпийских игр и многократного чемпиона СССР, а по совместительству ещё и потомка знаменитой династии часовых мастеров немецкого происхождения, владельцев фирмы «Павел Буре». Спортивная наследственность проявилась у будущей звезды с ранних лет: Павел имел отличные задатки в плавании и лёгкой атлетике. Однако, как только его нога ступила на лёд хоккейной площадки, стало понятно – это будущий хоккеист. Отец устроил шестилетнего сына в детскую спортивную школу ЦСКА, крупнейшую и лучшую в Советском Союзе, и не прогадал. Обладающий фантастической скоростью и техникой катания, а также отличным броском, отточенным на тренировках, Павел Буре быстро стал одним из лучших в каждой из возрастных категорий юных хоккеистов. Его игровой прогресс был столь стремительным, что уже в марте 1988 года, когда ему ещё не исполнилось 17 лет, он дебютировал во взрослой команде мастеров ЦСКА, что в те годы было практически равноценно дебюту в сборной страны – именно в ЦСКА были собраны лучшие игроки и тренеры. Причём Буре стал сразу же забрасывать голы и зарабатывать очки, все специалисты признали его одним из самых многообещающих хоккеистов. Вместе с Сергеем Фёдоровым и Александром Могильным, также в будущем суперзвёздами мирового хоккея, Буре стал лидером ЦСКА и тогдашней сборной СССР: в 1989 году он выиграл золото на молодёжном чемпионате мира, а в 1990 вместе с командой выиграл и взрослое первенство планеты.

 

В 1991 году случилось то, что в те годы было почти неизбежным для любого талантливого и молодого отечественного хоккеиста – Павел отправился в НХЛ, в канадский клуб «Ванкувер Кэнакс», на людей посмотреть и себя показать. Сам Павел неоднократно впоследствии повторял, что огромная заслуга в том, что он заиграл в НХЛ, принадлежит его более опытному бывшему партнёру по ЦСКА, тогда игравшему за «Ванкувер», великому хоккеисту Игорю Ларионову. Ларионов помог двадцатилетнему юноше, впервые надолго оказавшемуся в другой стране, не знавшему английского языка, освоиться как в бытовом, так и в игровом плане. Первые 10-15 игр, которые провёл Буре в НХЛ, сам он вспоминает как неудачные – сильно сказывалось волнение. Зато потом Буре разыгрался, да так, что забил за 65 игр 34 шайбы, набрал 60 очков и заслуженно заработал приз «Лучшему новичку сезона». А уже со следующего сезона Павел, которого канадские журналисты и болельщики за феерическую скорость прозвали «Русской Ракетой», стал одной из главных звёзд лиги, забросив за два сезона по 60 голов и выведя свою команду в финал Кубка Стэнли сезона 1993-1994 годов.

Павел Буре: герой своего времени

Павел БуреМожно только предполагать, сколько статистических рекордов результативности мог бы поставить Буре, сколько индивидуальных и командных призов он смог бы заработать, если бы не травмы. В 1995 году он получил тяжелейшую травму колена, которая выбила его на весь сезон и стала первой в череде травм. Восстановившись, Павел некоторое время был лишь бледной тенью себя прежнего, не наводя уже такого ужаса на защиту соперников и не забивая столько голов. Многие специалисты и болельщики уже поставили крест на «Русской Ракете». Но сезон 1997-1998 годов стал переломным. И дело даже не столько в том, что Павел тогда забил 51 гол за сезон (отметка в 50 шайб считается в НХЛ звёздной). Буре стал настоящей легендой благодаря Олимпийским играм в Нагано, ставшими первыми, в которых участвовали игроки из НХЛ. Сборная России во главе с Буре, избранным капитаном, в блестящем стиле дошла до финала турнира, сам Павел стал лучшим бомбардиром (9 шайб), 5 голов забросив в одной игре, в полуфинале фактически в одиночку переиграв финнов (счёт матча 7:4). И пусть в финале мы уступили чехам, именно после Олимпиады Буре из малопонятного хоккеиста из далёкой НХЛ превратился в настоящего героя нации.

В 1999 году после своеобразной забастовки (Буре хотел сменить команду, так как «Ванкувер» в то время был аутсайдером) Павел был обменян в американский клуб «Флорида Пантерс», в которой сразу стал безоговорочным лидером, автором множества клубных рекордов и главным снайпером в НХЛ. В 2000 и 2001 годах он становился лучшим снайпером лиги, забрасывая по 58 и 59 голов за сезон. Однако в дальнейшем снова начались проблемы с коленями, потребовались операции, после которых Буре, сменивший Флориду на «Нью-Йорк Рейнджерс», так и не смог оправиться. В 2003 году он завершил свою спортивную карьеру, так и не достигнув двух главных хоккейных целей: не выиграв Кубок Стэнли (в 1994 году он остановился в шаге от него) и не став Олимпийским чемпионом (и на второй его Олимпиаде, в 2002-ом, россияне стали лишь бронзовыми призёрами).

Есть мнение, что превратить выдающуюся карьеру в великую карьеру Буре помешали не только травмы, но и его имидж гламурного хоккеиста, этакого русского хоккейного Бекхэма. Действительно, после Олимпиады 1998 года Павел стал чрезвычайно востребованной медиа-персоной, которого всё чаще стали видеть на «великосветских» тусовках, и чьё имя стало чаще появляться в связи с какими-либо светскими новостями, чем по спортивным поводам. Так, например, большой резонанс получила в начале 2000-х годов так и непроверенная до конца информация об отношениях Буре с Анной Курниковой. Впрочем, после завершения спортивной карьеры постепенно сошла на нет и светская популярность Павла Буре, самой заметной новостью о котором в последнее время стала информация в октябре 2009 года о долгожданной женитьбе бывшего хоккеиста.

Александр Бабицкий