Развитие ребенка в пять месяцев

развитие ребенка в пять месяцевПятый месяц жизни характеризуется бурным развитием движений. Увеличивается объем двигательных навыков, ребенок смеется и постоянно издает какие-то звуки. Растет и прибавляет в весе он уже меньше, чем раньше, но зато его нервно-психическое развитие меняется с каждым днем.

Анатомо-физиологические особенности ребенка в пять месяцев

Иммунитет, переданный матерью ребенку во время беременности, продолжает падать и он все более становится подверженным различным инфекциям, в том числе сезонным вирусным – гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям. Собственных антител к этим заболеваниям у него еще очень мало.

 

Происходят изменения в эндокринной системе: в возрасте пяти месяцев усиливается и в последующие месяцы продолжает нарастать влияние щитовидной железы, проявляются функции гипофиза и вилочковой железы. В связи с установлением соотношения между железами внутренней секреции усиливается основной обмен, ребенок становится все более подвижным и активным. Быстро созревает кора головного мозга и налаживается ее взаимодействие с подкорковыми центрами, что делает движения ребенка более координированными.

Психомоторное развитие ребенка пяти месяцев

В возрасте пяти месяцев ребенок отлично знает мать, неодинаково реагирует на тех или иных людей, выделяя среди них близких, не берет чужую грудь, уверенно берет предметы и тащит их в рот.

Он хорошо сидит, держась за что-то двумя руками или поддерживаемый взрослым, но позвоночник его еще не окреп и легко подвижен, поэтому в положении сидя спинка становится круглой (кифоз). Ребенка не стоит в этом возрасте сажать, так как это может привести к искривлению позвоночника.

Поддерживаемый под мышки ребенок стоит прямо, не подгибая ножек, делает попытки освободиться от накинутой на него пеленки. Ребенок уже может поворачиваться на бок, а иногда даже переворачивается со спинки на живот, к концу пятого месяца этот навык укрепляется. Лежа на животе, он хорошо поднимает головку и грудь, опираясь на локти и даже пытается ползти, загребая ножками, но это у него еще не получается.

Ножки двигаются совершенно свободно в разных направлениях, ребенок может подносить их ко рту и брать пальчики ног в ротик, умеет также хорошо двигать стопами. Познает окружающие предметы он, засовывая их в рот. Поэтому в этом возрасте у ребенка должны быть игрушки, которые можно было бы безопасно брать в рот, и каждый день мыть, это погремушки, резиновые и пластмассовые игрушки.

В каждой руке ребенок уже способен удерживать по одному предмету в течение 20–30 секунд. Показателем развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте является перехватывание предметов, когда взрослый протягивает ему игрушку так, чтобы ее было удобно взять, а ребенок берет ее именно так, так предложено, хватая ее всей ручкой – в процессе участвуют ладонь и все пальчики.

Произносит звуки ребенок только при помощи гортани, полость рта в этом процессе принимает пока мало участия. Но постепенно среди непонятных звуков проскальзывают отдельные согласные и гласные звуки. Мать может подстраиваться под эти звуки и по-своему разговаривать с ребенком, ему это очень нравится. Ребенку уже нравится определенный тип музыки: кому-то быстрый и ритмичный, а кому-то - медленный и мелодичный – это задатки будущего темперамента.

Ребенок становится более общительным, ему нравится общаться с людьми, особенно с теми, кто вызывает в нем положительные эмоции. Он скучает, когда около него никого нет, и выражает свое недовольство хныканьем. Эмоциональный фон ребенка к пяти месяцам вообще значительно расширяется: он не просто плачет, а плачет, когда сердится или когда ему скучно, радуется совершенно определенным вещам – яркой игрушке, голосу матери, музыке, новым движениям. Внимательная мать уже прекрасно понимает, в каком настроении находится ее ребенок.

Развивающие игры с ребенком в возрасте пяти месяцев

Прежде всего, с ребенком нужно постоянно общаться: разговаривать, петь песенки, что-то рассказывать. Даже если он не понимает смысла слов, он очень быстро улавливает эмоциональный настрой матери и именно этот ласковый любящий настрой ведет его по жизни и всему учит. Гуляете ли вы с ребенком, кормите, переодеваете, купаете или просто играете - все время ласково разговаривайте с ним – лучше этой игры еще ничего не придумали.

Ребенок не должен постоянно сам лежать в кроватке, его нужно брать на ручки даже в том случае, если вам очень некогда. Вместе с ребенком можно обследовать комнату, показать все предметы, которые в ней находятся, а некоторые из них даже дать потрогать или подержать и обязательно рассказать, что это и как называется. Особенно нравится детям зеркало, в котором он отражается вместе с мамой.

Но периодически малыш должен лежать в кроватке и один. Для того чтобы ему там не было скучно, игрушки в кроватке нужно менять: убирать старые и подкладывать новые.

В пять месяцев ребенок – это уже маленькая личность со своим характером.

Галина Романенко