Психология делового общения: навыки и условия

психология делового общенияХорошие отношения на работе жизненно важны для успеха. Хорошие навыки общения – важный элемент развития хороших отношений. Плохое общение разрушает отношения, в то время как хорошее – созидает. Это верно и в том случае, если вы – руководитель, и если вы сотрудник компании. Психология делового общения важна для успеха. Но ее навыки не приходят сами собой. И начальник, и подчиненный должны учиться говорить и слушать.

alt

Деловые дискуссии

Не допускайте насмешек, наказаний или нотаций в деловых дискуссиях. Побуждайте людей слушать, понимать, находить альтернативу, проявлять инициативу и поддерживать друг друга. Прислушивайтесь не только к тому, что говорит другой человек, но и к тому, что он чувствует. Всегда важно уважать всех членов коллектива.

 

alt

Нападение, ответный удар, выход из диалога

Находясь под давлением, мы расстраиваемся и можем в словесной форме нападать на тех, кто с нами работает. Другой человек чувствует себя обиженным нашими комментариями и наносит ответный удар. Это продолжается до тех пор, когда кто-то не прекращает диалог. Вместо того чтобы наносить ответный удар, другой человек может сдержать свои чувства, и ситуация не будет усугубляться. Однако эмоции этого человека могут найти выход позднее.

alt

Оценивать или делиться чувствами

Давать оценку или делиться эмоциями – это разные вещи. Оценочные суждения – это «я прав, ты неправ». Выражение эмоций – это «я сержусь, я боюсь, я обеспокоен». Оценки часто являются результатом того, что мы чувствуем. Они чаще воспринимаются как критика, в отличие от чувств. Если сказать человеку, что он неправ, он, скорее всего, почувствует, что его критикуют и атакуют. Когда мы чувствуем, что нас критикуют, трудно услышать все остальное, что было сказано.

Но если сказать: «Я рассержен», человек не будет чувствовать, что на него нападают, потому что выражение эмоций – это верные высказывания. Если сказать: «Ты неправ», человек, скорее всего, не согласится. Но если сказать: «Я сержусь», с этим никто не поспорит.

Хотя кажется, что выражение чувств делает нас уязвимыми, на самом деле оно делает нас более защищенными. Если мы даем оценку и нападаем на другого человека, мы провоцируем его на ответный удар. Но если мы делимся тем, что чувствуем, мы открываемся для другого человека. Так человеку будет проще ответить доброжелательно. Оба будут чувствовать себя безопаснее.

alt

Мысли или чувства

Коммуникативные идеи сближают наши умы. Но коммуникативные эмоции сближают наши личности. Предполагается, что мы должны делиться идеями, но чувства держать при себе. Однако эмоции обладают большой силой, и их нельзя игнорировать. Чувства важнее, чем мысли, в том, как они влияют на наше поведение и решения.

alt

Условия эффективного общения

Для того чтобы улучшить коммуникативные навыки, нужно практиковать следующие вещи, пока они не войдут в привычку:

  • Уделяйте внимание. Когда кто-то начинает с вами говорить, отвлекитесь от своих дел и мыслей. Посмотрите на этого человека и уделите все внимание тому, что и как он говорит.
  • Услышьте, а не просто слушайте. Одно из условий хорошего общения – это готовность услышать значение того, что говорит другой человек, в не просто слова. Наблюдайте за мимикой и языком тела.
  • Не позволяйте мыслям блуждать. Когда человек говорит, не думайте о том, что вы ответите. Слушайте, пока человек не закончит, а затем решите, что сказать.
  • Следите за точностью. Когда человек закончил говорить, перефразируйте то, что он вам сказал. Если вы услышали его правильно, ответьте на его вопрос или утверждение.
  • Знайте потребности других. У всех людей разные потребности, которые нужно принимать во внимание и уважать. Все мы нуждаемся в доверии, уважении, похвале, безопасности, чувстве принадлежности, признании.
  • Просите, а не приказывайте. Демонстрируйте равенство, спрашивая совета или попросив человека что-то сделать. Это демонстрирует уважение к человеку.
  • Будьте открыты. Не критикуйте, не судите, не читайте нотаций. Крайне важно научиться объективно оценивать идеи, людей и ситуации. Не примешивайте к этому своих ценностей, убеждений или потребностей.
  • Предлагайте, а не навязывайте советы. Научитесь не давить на других. Неправильно говорить: «Вот как вам следует решить это» или «Вот что вам нужно сделать». Лучше сказать: «Что вы думаете о том, чтобы…» или «Я предлагаю…». Иногда давать советы нужно только в том случае, если вас попросят.
  • Развивайте доверие – это результат открытого и честного общения. Поэтому важно, чтобы существовали каналы хорошего общения. Также доверяйте важной части работы в команде. Если существует доверие среди сотрудников, гораздо легче добиться командной работы и сотрудничества.
  • Развивайте чувство справедливости. Люди чувствуют справедливость. Если все стороны информированы, существует доверие, и работа строится на сотрудничестве. Чтобы деловое предприятие было успешным, все стороны должны чувствовать свое равноправие. Если одна сторона чувствует себя оставшейся в стороне или находится в зависимом положении, успех менее вероятен.
  • Создайте комфортную атмосферу. Напряжение и стресс нормальны в любых отношениях. Однако уровень напряжения и стресса на работе можно снизить, развивая командную работу и доверие через открытое и честное общение.
  • Будьте искренне заинтересованы в других. У всех нас есть потребность чувствовать свою важность и быть понятыми. Один из способов почувствовать свою важность – это когда другие нами интересуются. Поэтому разговаривайте с точки зрения интересов другого человека и постарайтесь понять его точку зрения. Если мы ожидаем понимания от других, мы сначала должны понять их.
  • Мотивируйте других. Есть несколько способов мотивировать людей. И положительная, и отрицательная мотивация эффективны. Но, в конечном счете, негативный настрой, такой как критика или наказание, часто рождает желание отомстить. Слишком часто мы думаем, что положительная мотивация – это увеличение зарплаты, но другие положительные мотивы, которые не требуют больших усилий – это похвала, доверие, интерес и признание.
  • Сохраняйте чувство юмора. Смейтесь над глупостями, которые происходят. Смейтесь над мелочами, которые раздражают. Улыбайтесь при каждой возможности. Увидев юмор в ситуации, часто можно разрядить обстановку.