«Апостол» - это всерьез или просто сериал?

Апостол сериал«Апостола» смотрели все. Сыграла роль реклама, которую дали заранее, замечательные актеры, и, конечно же, тема - про шпионов всегда интересно. Прозвучало даже сравнение с нашим нестареющим фильмом про разведчиков «Семнадцать мгновений весны».

Фильм этот все ждали с нетерпением и смотрели с удовольствием. А как же иначе, когда главную роль играет Е.Миронов, на которого всегда смотреть интересно. Миронов и правда не разочаровал - роль абсолютно разных братьев сыграна блестяще. Как всегда,  он использовал в работе («подсмотрел», как он сам сказал) множество мелочей, которые всегда придают его работам  достоверность и индивидуальность. Просто замечательный актер. Вот только всерьез (как к Штирлицу) к его герою почему-то относиться не хочется.

Его противник (или друг?) в исполнении Н.Фоменко, конечно же, симпатяга, но до высот Миронова не дотягивает. Да и роль у него какая-то непонятная, смазанная. Вот тут  уже начинаешь вплотную присматриваться к сценарию: если  шероховатости сценарных образов  братьев  скрашиваются  яркой и многогранной игрой Миронова, то Н.Фоменко при всем своем желании (а желание очень остро чувствуется) скрасить огрехи сценария и режиссуры не в состоянии. Хотя играет очень эмоционально, буквально на нервах.

Третья роль, которая запоминается в фильме - жена Истомина Лида в исполнении Дарьи Мороз. Актриса, безусловно, очень талантливая, она смогла как-то выделить свою героиню из общей массы статистов в фильме. Играет по-настоящему  эмоционально, а это всегда интересно. Наверное, это единственный персонаж в фильме, которому сочувствуешь и которого можно воспринимать всерьез.

Теперь о печальном. Сравнение с «Семнадцатью мгновениями весны» не выдерживает критики. Если в фильме  Татьяны Лиозновой лучшие актеры нашего кино являлись украшением фильма, то в «Апостоле» актеры  вытягивают этот фильм на себе. Здесь нет ни четкости и продуманности сценария, ни железной руки режиссера, который бы сгладил эти огрехи.

Вообще после просмотра  фильма почему-то появляется ощущение, что сделан он на скорую руку, хотя писали, что снимался он долго и тяжело. Наверное, сказалось то, что вначале был один режиссер, затем другой. Но и этот последний (Ю.Мороз) не смог поднять фильм до высокого уровня, может, просто времени не хватило? Миронов также как будто внес свой вклад в режиссуру фильма, но ведь профессии актера и режиссера - они разные и не всегда даже очень хороший актер может быть хорошим режиссером.

Простому, без особых затей,  шпионскому фильму пытаются придать достоверность с помощью съемок его в коричневатых тонах, под «старину». Обращаясь к тем же  «Семнадцати мгновениям весны», можно заметить, что здесь черно-белые съемки по особому высветили главных героев и придали фильму документальную достоверность. В «Апостоле» этого не случилось,  особой достоверности старая стертая коричневость  в фильм не привнесла, только лишила его выпуклости и яркости. Какая-то индивидуальность в операторской работе (А.Петрига) здесь не очень видна.

То есть мы увидели обычный сериал с хорошими актерами. Получили ли мы удовольствие? Безусловно. Вообще сериалы, несмотря на несколько снисходительное к ним отношение, - это особый жанр, который в руках настоящего мастера (например, В.Бортко)  ничем не хуже «большого кино». Просто все приходит с опытом. А у нас (и во всем мире), несмотря на обилие сериалов, опыта в их постановке еще маловато, да и отношение какое-то несерьезное. Можно пересчитать по пальцам действительно хорошие сериалы, а ведь, как ни крути, за ними будущее, ведь мы живем в век телевидения и человек, придя с работы, так хочет снова встретить полюбившегося героя.

Несмотря на критические замечания, фильм смотрится интересно, он динамичен, не затянут,  смотреть его каждый вечер - удовольствие.

Галина Черёмина