«Печорин» - нравственный максимализм в массы

сериал ПечоринРекламу нового сериала Александра Котта «Печорин» я смотрела с изрядной долей пренебрежения и предвкушением скорой ядовитой критики. Еще бы: экранизация классики - занятие неблагодарное, особенно такого сложного произведения как «Герой нашего времени». Особенно - такого сложного героя, как Печорин, личности многогранной, неоднозначной и, что ни говори, культовой.

Однако, на деле оказалось, что «Печорин» - один из лучших сериалов за последние несколько лет. И данная экранизация - безусловно лучшая из тех, которые были до. Напомню, что первым Печориным стал Николай Прозоровский. Это было в эпоху немого кино, и актеру пришлось серьезно постараться, чтобы без слов выразить все душевные метания героя. В середине века вышла новая экранизация, в главной роли - Анатолий Вербицкий, его герой оказался суицидального склада характера, смотрел исподлобья и, казалось, только и ждал шальной пули. Печорин в исполнении Владимира Ивашова оказался юношей страстным и романтичным, но публикой был воспринят равнодушно. А вот самым печальным лермонтовский герой получился у обожаемого всем союзом Олега Даля. Впрочем, сам актер был склонен к непроходящей депрессии и беспрестанного ожидания смерти.

 

У Игоря Петренко Печорин действительно получился. Не «рыцарь печального образа» советского пошиба, а вполне себе нравственный максималист, который живет взахлеб, жаден до новых впечатлений и рисковых похождений. Вот только незадача - все эти прыжки выше собственной головы ничуть не радуют его, развеивают скуку лишь на мгновенье и заставляют вновь и вновь вытанцовывать кадриль на лезвии ножа. В этом и заключается трагедия Печорина, это и смог, на мой взгляд, блестяще передать Игорь Петренко.

Печорин в его исполнении - однозначный пижон. Он лихо скачет на коне, любуясь собственной статью, примеряет черкесскую форму и вертится у зеркала. Из чистого пижонства он может перевернуть мир, уложить его к ногам слегка заинтересовавшей особы и ускакать прочь на вороном жеребце. Этот герой нашего времени умеет производить впечатление. Он интересен, он «одушевлен», он ничуть не напоминает о скучных уроках литературы в средней школе.

Вот и режиссер Александр Котт заявил в интервью: «Я не согласен со школьным стереотипом подачи Печорина - дескать, страдающий, мучающийся человек. В моем киноварианте это авантюрный молодой человек, желающий жить на полную катушку». И это субъективное восприятие литературного героя имеет равно такое же право на жизнь, как восприятие Олега Даля, ставшее классическим. Благо, если зрителю не нравится нравственный максималист в современном варианте, он всегда может посмотреть экранизацию 1975 года выпуска и вовсю насладиться безотрадным существованием прапорщика Печорина.

С самой первой серии можно было предсказать, что критиков серьезно заденет отношение Григория Александровича к женскому полу. Мол, Дон Жуан, а не Печорин. Да, Петренко во сто крат соблазнительнее его предшественника Олега Даля. Он щедро даровал сериалу столько ненавязчивой сексуальности, сколько не прослеживается ни в одной другой его картине. Зато понятно сразу - Игорю Петренко образ Печорина дорог и близок, актер ночей не спал, обдумывая роль и приступил к делу, собрав все свое обаяние.

К тому же, Печорин, равно как и Лермонтов, в отношении дам действительно проявляли редкостный цинизм. Печорин всю свою недолгую жизнь настойчиво желает, чтобы его любили. Светские барышни, юные весталки, замужние дамы и «дикарки», по его собственному выражению. Он пресыщается чужой любовью, отдавая взамен лишь ничтожную часть себя, отстраненно и легко. Так что все вопросы, касающиеся цинизма - к Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

Также недовольный ропот вызвало нарушение композиции романа - как известно, Лермонтов сломал хронологию, дабы раскрытие образа Печорина происходило постепенно. Но кинематограф - все-таки не литература. Показ серий в том порядке, в котором они предусмотрены автором вызвал бы легкое недоумение. К тому же, съемочная группа и так заслуживает аплодисментов за то, что не отступала от повествования ни на йоту. Ни в угоду рейтингам, ни в угоду нынешней молодежи. И несмотря на это авторы сериала еще раз доказали, что образ данного героя понятен и интересен во все времена. Что бы там ни говорили учебники литературы...

Дарья Печорина