Почти юбилей Анны Каменковой

Анна КаменковаПрактически никто из живущих в современном мире людей не сможет похвастаться тем, что начал профессиональную деятельность шести лет от роду. Всё-таки во всех странах мира действует законодательство, запрещающее эксплуатацию детского труда. Однако актёрская профессия настолько не похожа на все остальные, что нельзя её мерить на обычный, нормальный лад. И актёрами люди могут становиться с самого раннего возраста.

Именно это и случилось с Анной Каменковой, которую ныне мы знаем как замечательную театральную и киноактрису. Кстати, немногие в курсе, что настоящая фамилия Анны Семёновны - Каменкова-Павлова; она унаследовала её от матери. Родители Анны были школьными учителями русского языка и литературы, так что не удивительно, что, когда в 1959 году на московских улицах группа кинематографистов «приставали» к гуляющим детям с просьбой рассказать стишок, шестилетняя Аня выступила с блеском. Её пригласили на кинопробы к режиссёру Льву Голубу, который готовился к съёмкам картины «Девочка ищет отца». Как это часто бывает со знаменитыми артистами в начале карьеры, на первый взгляд бойкая девочка не впечатлила режиссёра, однако затем Голуб принял решение утвердить на главную роль именно Каменкову.

 

И режиссёр не прогадал - актёрское дарование и искренность Анны, помноженные на трогательный сюжет о дочке партизана, привели к тому, что фильм имел большой успех, а саму юную актрису ждало международное признание. Именно Каменкова была удостоена награды в номинации «лучшая женская роль» на международном кинофестивале в аргентинской Мар-дель-Плата в 1960-м году.

Анна Каменкова не повторила судьбу тех детей, которые, став известными в юном возрасте, начинали эксплуатировать свою популярность, «засвечивались» во множестве картин ещё до того, как стали взрослыми, а потом становились невостребованными в «большом» кино, потому что слишком примелькались. Благодаря позиции отца Аня даже после большой славы, обрушившейся на неё, основное внимание уделяла учёбе, а не съёмкам. Более того, после фильма «Девочка ищет отца» Аня не снималась в кино, продолжая вместе с тем заниматься актёрской профессией. Учась в школе, она занималась в кружке художественного слова, а после получения аттестата о среднем образовании поступила в театральное училище имени Щепкина. Таланта у Анны с годами меньше не стало, даже наоборот, и поэтому после окончания «Щепки» в 1974 году она была буквально нарасхват среди столичных театров. В том же году Анна поступила на службу в Театр на Малой Бронной к великому режиссёру Анатолию Эфросу. В этом театре Анна Семёновна прослужила в общей сложности 18 лет, начав свою театральную карьеру не менее ярко, чем кинематографическую - за первые 6 лет она сыграла 15 ролей, 12 (!) из которых были главными. В начале 90-х Каменкова покинула Театр на Малой Бронной, уйдя в антрепризу, в которой продолжает радовать зрителей характерными и комедийными ролями по сей день.

Работа Анны Каменковой в кино также не ограничилась детской ролью в фильме «Девочка ищет отца». Активно сниматься у различных режиссёров Каменкова начала одновременно с началом службы в театре, то есть по окончании Щукинского училища. И здесь настоящие «взрослые» киноуспехи не заставили Анну долго себя ждать. Самой известной ролью 1970- х годов (и, скорее всего, за всю кинобиографию) для Каменковой стала роль Мани в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена». За эту роль актриса получила главный приз на Всесоюзном кинофестивале 1979 года, и по итогам этого года была признана лучшей актрисой СССР. Продолжая активно сниматься (правда, без умопомрачительных прорывов), Анна Каменкова в 1985 году была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Два года спустя Каменкова и Сергей Шакуров составили один из самых блистательных актёрских дуэтов 80-х годов в детективе «Визит к Минотавру». 

Сложная ситуация в отечественном кинематографе в первой половине 90-х годов, когда не было ни денег, ни серьёзных творческих предложений, побудили Анну Семёновну, которая всегда очень внимательно относилась к выбору ролей, временно сосредоточиться только на театральной работе и на семейной жизни (Каменкова замужем, растит сына). После роли в драме «Ты есть...» (1993) несколько лет у актрисы не было серьёзных ролей, вплоть до замечательной роли в картине «Тесты для настоящих мужчин» (1999). В последнее время, в эпоху настоящего сериального бума на российском телевидении, когда среди сериалов начали появляться по-настоящему серьёзные проекты, Анна Каменкова нашла своё место - так, она играет далеко не последнюю роль в популярном ныне телефильме «Принцесса цирка».

Помимо этого, Анна Каменкова обнаружила ещё одну грань своего таланта, занявшись озвучанием иностранных картин, а также отечественных фильмов. В послужном списке Каменковой как озвучателя значатся «главные партии» в таких картинах, как «Ромео и Джульетта» Франко Дзеферелли, «Унесённые ветром», «Послания в бутылке», «Фрида», «Восемь женщин» и во многих других. 

Глядя на эту молодую, полную творческих и жизненных сил женщину, невозможно поверить в то, что в следующем, 2009-м, году она имеет все законные основания праздновать 50-летний юбилей трудовой деятельности.

Александр Бабицкий