Старая добрая «Двенадцатая ночь»

Старая добрая «Двенадцатая ночь» Именно с такими словами ассоциируется фильм «Двенадцатая ночь» Яна Фрида. Этот фильм-сказку мы смотрели в детстве, радовались и переживали за героев. «Двенадцатую ночь» можно посмотреть с удовольствием и в наше время, наслаждаясь яркими красками, красивыми актерами, незамысловатой интригой. Но это не все. Главное в фильме (как и в большинстве фильмов Яна Фрида) - атмосфера доброго праздника, что и привлекает так зрителя.

Если рассматривать этот фильм всерьез, то, конечно же, от него мало что останется. Но в том-то его и прелесть, что всерьез его принимать совсем не хочется. Здесь закрываешь глаза на несколько напыщенную «шекспировскую» игру актеров. Почему? Потому что фильм этот по-настоящему добрый и зрелищный. Ну, умел Ян Фрид подойти к проблеме просто и без фокусов. И, надо заметить, что делать что-то просто труднее всего.

Из актеров больше всего запоминаются Лукьянов в образе благородного разбойника (это вообще замечательный, в наше время почти полностью забытый актер) и Клара Лучко (Себастьян-Виола). Ну а все остальные просто играют костюмированные роли. Но эти роли не сами по себе, всё в фильме соединяется и идет в том направлении, куда указывает твердая рука режиссера, а потому из отдельных ролей, как красивое лоскутное одеяло складывается веселое увлекательное действие.

Резвые юные близнецы в исполнении прелестной молодой Клары Лучко - настоящее украшение сказки. Получился такой яркий красивый образ, который запоминается сразу и надолго. С нетерпением ждешь, когда же Виола переоденется в женский наряд и предстанет в новом облике. Правда, в женском платье она несколько разочаровывает и возникает мысль, что это сделано для того, чтобы не было конкуренции признанной красавице Ларионовой. У К.Лучко больше не было такой замечательной роли. Если сравнивать Клару Лучко с Мариной Нееловой в более поздней экранизации пьесы, то, несмотря на то, что уровень Нееловой как актрисы, несомненно, выше, в этой роли она Кларе Лучко явно проигрывает.

В.Медведев (храбрый герцог Орсино) никак не выходит из роли благородного героя-любовника - прекрасная внешность актера позволяет ему быть вполне достоверным. Не слишком юная и несколько тяжеловесная, но очень красивая Оливия (самая знаменитая красавица тех времен А.Ларионова) вызывает ностальгические воспоминания о том, когда на экране были красавицы, благородные рыцари, а добро побеждало зло.

Ну и Мальволио (В.Меркурьев) - смешной, глупый и тяжеловесный, все как положено. Замечательные женихи М.Яншин (сэр Тоби) и Г.Вицин (сэр Эндрю) - два шута гороховых. Несмотря на то, что актеры очень хорошие, смотреть на их кривляния несколько скучновато, как и на настоящего шута Фесте (Б.Фрейндлих).

В фильме красивые костюмы (Клара Лучко весьма стильно смотрится в них и в наше время), прекрасная операторская работа с выразительными крупными планами актеров и красивыми ландшафтами (оператор - Е.Шапиро). Музыка Е.Животнова подходит к содержанию и динамике фильма. В этом фильме вообще все органично и просто. Создать такой фильм, в котором вроде бы все и просто, но в то же время есть какая-то «химия», которая оказывает воздействие на зрителя - большое искусство, но ведь мы и имеем дело с настоящим мастером, с Яном Фридом.

Секрет «Двенадцатой ночи», наверное, в том, что режиссер смог совместить в своем фильме легкость, доброжелательность и здоровый авантюризм. Все вместе это создает атмосферу праздника. Почему-то мне кажется, что Шекспиру этот фильм бы понравился. В стиле того времени он наивен, прост и вполне подходит для развлечения зрителей, для чего, в сущности, и была написана пьеса.

Я.Фрид снимал и документальное кино, но его художественные фильмы ничем его не напоминают. Это яркие, зрелищные фильмы, многие из которых являются еще и музыкальными, их с удовольствие по нескольку раз смотрят зрители: «Зеленая карета», «Благочестивая Марта», «Собака на сене», «Летучая мышь» и многие другие. Умер этот замечательный режиссер, добрый сказочник и любимец зрителей, совсем недавно, в 2003 году в возрасте 95 лет. А его светлые фильмы остались с нами, их так приятно пересматривать в минуты слабости, депрессии и одиночества, потому что они создают атмосферу праздника и наполняют человека оптимизмом.

Галина Черёмина