Театр теней: то, что было до кинематографа

театр тенейКонечно, в это трудно поверить современному человеку, но были времена, когда не существовало ни кинематографа, ни телевидения. Но даже на том этапе человеческой истории (а он составляет 99 % этой самой истории) в мировой культуре существовали прообразы нынешнего кино и телевидения, зрелища, основанные на причудливых визуальных образах. Одним из наиболее оригинальных и самобытных подобных зрелищ является древнее азиатское искусство, известное под названием театр теней.

Театр теней, появившейся, по оценкам экспертов, около двух тысяч лет назад, представляет собой разновидность театрального кукольного представления, суть которого заключается в том, что зритель видит не собственно персонажей разыгрываемой истории, разнообразных кукол, а только их силуэты за полупрозрачным экраном-ширмой. Куклы, чтобы их силуэты были заметнее даже через ткань, одевались в яркие разноцветные наряды, а сами марионетки надевались на длинные палки. Зачастую можно услышать возражения против традиционного названия, мол, силуэты это ещё не тени, однако в большинстве своём содержание представлений соответствует этому названию и перед зрителями предстают действительно не более чем тени кукол, каждая из которых имеет характерную узнаваемую внешность.

 

Согласно выводам специалистов, театр теней, имевший наибольший размах и самые древние традиции на территории Китая, зародился в качестве истинно народного зрелища, выросшего из уличных представлений на торговых площадях во время сборищ большого количества людей, пришедших за покупками и за развлечениями. Впрочем, официальная легенда о происхождении театра теней приписывает его рождению весьма аристократические корни. Согласно старинным сказаниям, в далёкой древности у легендарного китайского императора Хань Уди скончалась любимая супруга, отчего император впал в глубокую печаль. Но вскоре один из его сановников, увидев, как дети на улице играют в куклы, изобрёл театр теней и в качестве первой куклы, чья тень появилась на ширме, было изображение покойной императрицы. Хань Уди это зрелище пришлось по душе и новая забава получила путёвку в жизнь.

театр тенейКак бы то ни было, но в средневековой Азии и, в особенности, в Китае театр теней пользовался всенародной популярностью и любовью. Практически в каждой китайской провинции были свои особенности этого искусства, выражавшиеся то в материале, из которого изготавливались куклы, и в их внешнем виде, то в тех сюжетах, которые составляли основные представления. К XII-XIII векам театр теней получил большое распространение и в Индии, а затем, вместе с завоевательными  походами татаро-монгольских орд Чингиз-хана, для которых именно Китай был культурной основой новой империи, закрепился и в центральных регионах Азии. К XVI столетию он стал пользоваться немалым успехом и в Османской империи. А уже в XVII веке с помощью европейских миссионеров и дипломатов (пионером в этом плане считается французский миссионер Жюль Алод) театр теней стал известен и европейскому зрителю. В 1767 году это зрелище впервые появилось во Франции, в 1776 добралось и до Великобритании. Известно, что большим поклонником театра теней был великий немецкий писатель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте, который в 1774 году сделал подобное представление ключевым пунктом развлечений в честь своего дня рождения.

Исконным способом изготовления кукол для театра теней является следующий. Сначала из бумаги или картона изготовливали заготовку куклы, плоскую фигурку, которую затем уплотняли тонкой кожей (в основном ослиной) для создания основы, своеобразного скелета будущей куклы. Средняя высота кукол составляла примерно 30-35 сантиметров, но некоторые куклы достигали роста более полуметра, вплоть до 70 сантиметров. Дальнейшее строение кукол зависело от того, какого персонажа они должны были изображать, статичного или активного. В зависимости от этих обстоятельств кукол далее делали либо твёрдыми, негнущимися, с жёстким каркасом, либо на шарнирах, которые соединяли отдельные части «туловища», благодаря чему ноги и руки куклы могли сгибаться в суставах. Прутья, с помощью которых кукловод управлял марионетками, были в основном металлическими. Особое внимание уделялось контуру куклы и цвету её одеяния – по тем деталям, которые и составляли контур, зритель мог догадаться о характере персонажа и его принадлежности к той или иной социальной группе, полу, семье. Разные цвета в одежде, в свою очередь, имело своё символическое значение и могли помочь зрителям определить своё отношение к тому или иному герою: так, преимущественно облачёнными в белые или бесцветные одеяния были злые, коварные и нехорошие персонажи. Также в представлении большое значение играл звуковой аккомпанемент, составленный в основном из скрипичных и ударных инструментов – музыка была неотъемлемой частью повествования и помогала задать то или иное настроение в определённых сценах.

В наши дни театр теней, как и большинство древних видов искусства, находится в сложном положении, безнадёжно проигрывая своим «потомкам», кино и телевидению, борьбу за зрителя. Театр теней во всё большей степени становится экзотическим искусством, показываемым туристам и немногочисленным эстетам. В настоящее время основной центр этого вида театрального зрелища переместился из Китая в Индонезию.

Александр Бабицкий