Катя Лель: можно петь и о муси-пуси, и про джага-джага

Катя ЛельБольшинство артистов на современной российской эстраде с лёгкостью заслуживают упрёков либо в том, что у них отсутствуют вокальные данные, либо в отсутствии профильного музыкального образования. Но, как показывает история отечественного шоу-бизнеса, даже наличие и приличных вокальных данных, и прекрасная музыкальная образованность не защищает артистов от репертуара весьма сомнительного качества. За примером далеко ходить не нужно: Катя Лель, обладающая красивым голосом и имеющая диплом Российской академии музыки имени Гнесиных, вошла в народное сознание совершенно не с этим, а весьма многозначительными хитами вроде «Муси-пуси» или «Джага-джага».

Не захотела быть первой на деревне

Екатерина Николаевна Чупринина, как в действительности зовут Катю Лель, родилась 20 сентября 1974 года в столице Кабардино-Балкарской республике, городе Нальчик. Хотя её родственники не имели отношения к профессиональной музыке, в семье музыку все любили, поэтому неудивительно, что Катя с ранних лет росла в музыкальной атмосфере. А тут ещё старшей сестре Ирине купили пианино для занятий, и трёхлетняя будущая певица вовсю старалась подпевать во время музицирований. Довольно быстро оказалось, что музыкальные дарования младшей дочери глубже и шире, чем у остальных членов семьи: всё-таки далеко не каждому даже талантливому ребёнку под силу учиться в музыкальной школе сразу в двух классах, фортепиано и хорового дирижирования. Следующим логическим шагом стало окончание музыкального училища и поступление на вокальное отделение Северо-Кавказского института искусств. Однако Екатерине не давала покоя мысль о том, что она способна добиться большего, чем быть одной из лучших певиц в пускай и замечательной, но всё-таки маленькой Кабардино-Балкарской республике. Как любой не обделённый талантом и амбициями человек в России, Катя рискнула отправиться в Москву. Покорять, так сказать.

Процесс этот в целом удался, но растянулся на довольно продолжительное время. Так сложилось, что летом 1994 года, когда Екатерина приехала в Москву, в столице, в парке имени Горького, проходил конкурс молодых исполнителей «Музыкальный старт», членом жюри которого был сам Лев Лещенко. Катя, будучи одной из участниц (и, кстати, лауреаткой), сумела передать Льву Валериановичу кассету с записями. Очень скоро Лещенко связался с ней и пригласил не только поступать в Российскую академию музыки на курс, который он набирал, но и стать членом его гастрольного музыкального коллектива. Разумеется, девушка, только-только приехавшая из Нальчика, не могла упустить такую возможность – и следующие четыре года Катя одновременно ездила с Лещенко по гастролям в качестве бэк-вокалистки и училась на заочном отделении Гнесинки, которую с отличием окончила в 1998 году.

В шоу-бизнесе все средства хороши

Катя ЛельС того же года началась и сольная карьера Кати Лель, которая уже к этому моменту выбрала себе слегка карамельный, но запоминающийся сценический псевдоним. Началась эта карьера, нужно отметить, весьма многообещающе: в 1998 году у Лель вышел первый сольный альбом «Елисейские поля», а к концу года, благодаря композитору и поэту Евгению Кемеровскому, у неё появился самый настоящий, как говорится, стопудовый, суперхит. Романтическая песня «Я по тебе скучаю» весьма выгодно отличалась на фоне подавляющего большинства других песен того времени качественной мелодией, интересной поэзией и свежим, сильным голосом молодой певицы. Да и первую широкую известность у продюсеров и слушателей Катя Лель заработала именно тогда.

Однако многообещающий старт обернулся не провальным, но куда менее обнадёживающим продолжением. Оказалось, что песни масштаба «Я по тебе скучаю» появляются в репертуаре не каждый день и не каждый год, а без них певица Катя Лель в том формате шоу-бизнеса со своими классически-эстрадными с тяготением к рок-балладам композициями была не особенно-то и нужна. Так что следующие её три альбома, «Талисман» (1999), «Сама» (2002) и «Между нами» (2002), конечно, получили определённый отклик, но он был слабым. Так что нужно было что-то кардинально менять.

Это удалось сделать благодаря началу творческого сотрудничества Кати Лель с одним из интереснейших российских продюсеров, Максимом Фадеевым, человеком, породившим столь разнообразные проекты, как Линда и Глюкоза. И Максим не подвёл Катю – он сделал её по-настоящему популярной. Правда, для этого ей пришлось занять ту нишу в шоу-бизнесе, которую единственной пока не занятой обнаружил Фадеев: образ глупенькой блондинки с сексапильным голосом и очаровательным отсутствием какого-либо смысла в песнях. Но зато в 2003-2004 годах трудно было найти в России певицу, которая была бы известнее, чем Катя Лель. Песни «Муси-пуси», «Джага-джага», «Мой мармеладный» стали настоящими хитами, над которыми все посмеивались, но при этом постоянно напевали. В 2004 году у Кати Лель наконец-то начались сольные концерты на действительно больших площадках, на неё посыпались практически дождём всевозможные музыкальные премии и призы. Правда, как и предупреждал Фадеев, эта популярность оказалась не слишком продолжительной, да она и не была рассчитана на долговечность. С 2006 года «топовость» Кати Лель сошла на нет, к тому же она рассорилась со своим вечным продюсером Александром Волковым, который в течение двух лет в судебном порядке пытался запретить певице использовать свой псевдоним, но безуспешно. Зато Катя обрела стабильность в семейной жизни, выйдя в 2008 году замуж за бизнесмена Игоря Кузнецова и родив в апреле 2009 года дочь Эмилию.

Александр Бабицкий