Ален Делон - феномен советского восприятия

Ален ДелонИстория взаимоотношений Франции и России полна противоречий. С одной стороны, многовековое политическое соперничество на европейское арене, самыми явными моментами которого стали Отечественная война 1812 года, Крымская война и поддержка Францией извечного российского врага Турции. С другой стороны, взаимное культурное проникновение, один язык на двоих, симпатии и уважение, которое питали представители просвещенных слоев двух государств.

В конце пятидесятых годов ХХ века Советский Союз стал более либерально смотреть на отношения с Западом. В первую очередь, это отозвалось во Франции. Многие видные творческие деятели стали проявлять интерес к жизни за «железным занавесом», выражали поддержку.

 

В 1966 году Шарль де Голль подписал в Москве межгосударственный договор. Помимо прочего, там был пункт о том, что ежегодно Франция и СССР обязуются покупать у другой стороны по 12 кинокартин. Данное обязательство неукоснительно соблюдалось, давая возможность советским зрителям знакомиться с французским кинематографом. Конечно, это были в основном комедии, фильмы, не несущие «империалистической» нагрузки, либо высмеивающие проблемы Запада. Что было не особенно важно, поскольку по-настоящему увлекала игра актеров, ставших в одночасье кумирами. Их имена: Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье. И, конечно же, Ален Делон.

Ален Делон был обречен стать фетишем советского зрителя, точнее, зрительниц. Француз, яркая внешность, эмоциональная сдержанность, даже суровость, за которой чувствовалась страстная и сильная натура, пронзительный взгляд, проникающий в самую суть, не оставляющий выбора, обладающий завораживающей гипнотической силой. Противиться его обаянию было невозможно. И не противились. Послушно вырезали из «Советского экрана» фотографию актера и бережно хранили в дамских сумочках.  

Биография Делона прекрасно известна. Его детство нельзя назвать счастливым. Он много повидал, пережил, многому научился. Наверное, о многом хотел бы забыть. Он познавал мир не с парадного крыльца, был истинным ребенком улиц. Что не могло не отразиться на его мировоззрении, в его взгляде появилась жесткость, а застывшая в уголках губ усмешка словно говорила, «вы меня ничем не удивите, потому что это я уже знаю». Этот образ - брутального, мужественного, но испорченного, пресыщенного вниманием женщин самца и обрушился на советского зрителя.   

По прошествии многих лет возникает стойкое ощущение, что актерский талант Делона был, мягко говоря, не выдающимся. Он меньше играл, но больше жил в кадре, был самим собой. Его персонажи - это отчаянные парни, готовые на авантюры, ценящие человеческую жизнь не априори, а в зависимости от обстоятельств, разбивающие лица мужчин и сердца женщин с одинаковой виртуозностью. Впрочем, следует помнить, что в середине прошлого века были немного иные представления об актерской игре, больше ценилась внешняя красота. Поэтому нет удивительного в том, что мало кто помнит его героев, при появлении в кадре Делона зрители забывали обо всем. Однако, в странной комедии Бертрана Блие «Наша история» ему пришлось отойти от эксплуатируемого образа. Ален играл клошара - пьяного, тупого, отвратительного. Безответно и беззаветно влюбленного в проститутку, которая, как водится, только его и отвергала. И сыграл вполне убедительно.

Советский кинематограф помог Делону стать идолом. Тем, что культивировал образ примерного советского гражданина. Патриота, живущего интересами страны, партии, общества. Идеологически подкованного, справедливого, честного, лубочного. Ударника пятилеток, стахановца, отличника боевой и политической. Робкого романтика, полчаса экранного времени терзающегося сомнениями относительно того, взять ли героиню за руку или это будет воспринято, как проявление развращенной капиталистической морали. Простого работяги, отвергающего с негодованием понятие роскоши в любых проявлениях. Скучно, однообразно, зачастую, как в жизни. А во французском фильме циничный и нахальный порочный красавчик Делон, роскошные интерьеры, шикарный образ жизни, другие ценности. Можно ли было устоять?..

Феномен Алена Делона еще и в том, что он снимался у великих режиссеров с блестящими партнерами. Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Лино Вентура, Жан Габен, Роми Шнайдер, Жан-Поль Бельмондо.

Не будем забывать и то, что большинство фильмов с участием Делона - это криминальные драмы и триллеры. Жанры, крайне слабо представленные в советском кинопроизводстве по совокупности причин. Во-первых, даже псевопропаганда насилия была идеологически неверной, во-вторых, отечественные аналоги были легковесны и неубедительны, с заметным сатирическим уклоном и ощущением общей несерьезности происходящего.    

Стал бы Ален Делон кумиром России ХХI века? Вопрос, на который не ответит никто, даже он сам. Хотя с его яркостью, везучестью, загадочностью шансы были бы непременно. И уж совершенно точно, в любое время, независимо от режима он останется олицетворением французского кино: шального, смелого, красивого.

Алексей Чернов