Осеннее очарование Софи Марсо

Осеннее очарование Софи Марсо В каждой стране кинематографу свойственны собственные отличительные черты. Во французском кино, например, к числу таких особенностей относится то, что звёздные актрисы начинают своё восхождение к вершинам творческого Олимпа в весьма и весьма юном возрасте - достаточно напомнить такие имена, как Катрин Денёв, Бриджит Бардо, Ванесса Паради и многие другие. Софи Марсо, это очаровательное создание с не совсем французской, осенне-меланхоличной красотой, не является исключением, ведь первую свою роль она сыграла 14 лет от роду.

Родилась Софи Мопу 17 ноября 1966 года в пригороде французской столицы в самой что ни на есть простой, практически пролетарской семье (отец - водитель, мать - продавщица). И до того самого 14-летнего возраста Софи и думать не думала об артистической стезе. Как это нередко бывает с будущими звёздами, Софи попала в киношный мир случайно, придя поддержать подругу на пробах в картину режиссёра Клода Пиното «Бум». Именно тогда и появилась на свет Софи Марсо - девушка, не желая оказаться в смешной и глупой ситуации, записалась на пробы под фамилией «Марсо», взяв, недолго думая, в качестве псевдонима название улицы, на которой проходили кинопробы, авеню Марсо. Именно Софи и выбрали из нескольких тысяч претенденток на одну из главных ролей в фильме, рассказывающем простую и трогательную романическую историю из жизни французских подростков. Вышедший в 1980 году на экраны «Бум» стал, как сейчас говорят, настоящим хитом, сподвигнув продюсеров на съёмки продолжения с незамысловатым названием «Бум-2» (1982 год). Марсо стала козырной картой проекта - за свою работу во второй картине она получила французскую кинематографическую премию «Сезар» в номинации «Лучший дебют и самая многообещающая актриса».

 

После этого, казалось бы, жизнь и карьера должны были развиваться по нарастающей, Марсо подписала контракт с крупнейшей кинокомпанией страны «Gaumont!». Однако в размеренное течение событий вмешались сердечные чувства - Софи впервые в жизни по-настоящему влюбилась (её избранником стал польский режиссёр Анджей Жулавский), причём до такой степени, что ни сил, ни времени на работу у неё попросту не оставалось. «Gaumont!» уже готовилась заставлять юную звезду заставлять выполнять условия соглашения в принудительном порядке, запахло едва ли не тюрьмой. Однако Софи с помощью Жулавского смогла найти деньги и заплатить громадную для начинающей актрисы отступные в размере одного миллиона франков.

После этого Марсо в течение нескольких лет снималась только у Жулавского, который работал исключительно во Франции с французскими же актёрами. За Софи всё более прочно закрепляется амплуа таинственной романтической героини, в некотором смысле не от мира сего. Явных провалов нет, зрители её любят, однако нет и явных прорывов, нет оглушительных успехов, которые бы выводили её, знаменитость национального масштаба, на международный уровень. Музыкальная карьера окончилась, не успев толком начаться - записанный в 1985 году альбом песен не пользовался вообще никаким спросом, поэтому Софи благоразумно оставила певческую сцену.

Пытаясь что-то изменить в своём вялотекущем творческом развитии, в начале 1990-х годов Марсо попробовала свои силы на театральных подмостках. Здесь успехи были довольно ощутимыми - за роль в спектакле «Эвридика» (1991 год) актриса была удостоена премии «Мольер» в номинации «Лучший дебют». Но, хотя Софи позднее ещё участвовала (и участвует до сих пор) в театральных постановках, целиком и полностью театру она себя не посвятила.

Определённые карьерные сложности Марсо были связаны не только с тем, что она снималась в основном у Жулавского, который к числу ведущих европейских режиссёров никогда не относился. Сыграла свою роль и независимость Софи как личности. Так, в начале 90-х она во всеуслышание заявила, что французские режиссёры своими нападками на «бездушный» Голливуд просто прикрывают свою творческую несостоятельность (слово «импотенция», употреблённое актрисой, наверняка особенно не понравилось режиссёрам Франции). А в 1996 году Марсо издала полубиографическую-полухудожественную книгу воспоминаний с провокационным названием «Лгунья», в которой довольно откровенно рассказывала о своей личной жизни, о своих мыслях и переживаниях.

Впрочем, с середины прошлого десятилетия в творчестве Софи Марсо произошёл качественный позитивный сдвиг, связанный с тем, что она вышла за пределы родного кино. Так, в 1994 году она сыграла второстепенную, но очень яркую и эмоционально насыщенную в знаменитом «оскароносном» фильме Мела Гибсона «Храброе сердце». Спустя год она снялась у классика мирового кино итальянского маэстро Антониони «За облаками». После успеха «Храброго сердца» Марсо продолжила работу в Голливуде, воплотив на экране образ очаровательной злодейки из очередной серии «бондианы» «И целого мира мало». Из проектов XXI века стоит отметить успешный как во французском, так и в мировом прокате мистический триллер «Бельфегор, призрак Лувра».

Новое столетие ознаменовалось для Софи переменами и в личной жизни. В 2002 году она рассталась с Анджеем Жулавским, с которым прожила 17 лет и от которого в 1995 году родила сына по имени Венсан, и вышла замуж за американского продюсера Джима Лемли. Летом того же года у Софи Марсо родился второй ребёнок, девочка, названая Жюльет. Нет сомнений, что она вырастет такой же таинственной, но покоряющей сердца и воображение красавицей, как и её мама.

Александр Бабицкий