Гала: русская загадка Сальвадора Дали

Гала Сальвадор ДалиЕлена Дьяконова и Сальвадор Дали. Это был странный брак безумного художника и русской «Атомной Леды». Гала, так по-европейски называла себя Елена, с ударением на второй слог, была сражена страстной любовью молодого гения с первого взгляда. Ей было 36, ему 25. Она стала его Музой, Божественной Еленой, Галатеей Безмятежной. Это её образ Сальвадор Дали переносит на свои самые знаменитые картины – женщина «с красным омаром на голове» и «с отбивными на спине». Она до конца своих дней была его путеводной звездой, вдохновительницей и вечной спутницей непревзойденного таланта.

Первая встреча

Елена Дьяконова родилась в Казани 26 августа 1894 года. Довольно рано оставшись без отца, девочка воспитывалась отчимом. Мама звала её по-своему – Галина. В 18 лет она познакомилась со своим первым мужем – французским поэтом Полем Элюаром. Встреча произошла в швейцарском санатории, где Елена лечилась от туберкулеза, а молодой поэт - … от поэзии. Тонкость натуры девушки и её пылкость потрясают влюбленного француза, он называет её Галой - Gala (от фр. «торжество, праздник»), через пять лет молодые люди становятся мужем и женой. Годом позже в молодой семье появляется дочь Сесиль.

В 1921 году чета знакомится с известным художником немецкого авангарда Максом Эрнстом. Гала позирует ему и становится его любовницей. Через год Макс переезжает в дом Элюара и «шведская семья» живет открыто, ничуть не заботясь о тайне своих отношений.

В 1929 году Гала с мужем впервые посетили дом испанского художника Сальвадора Дали. Встреча Галы и молодого гения была для обоих «ударом молнии», любовью с первого взгляда. Через три года, после смерти Элюара, влюбленные поженились. Гала бросила не только мужа, но и дочь. Был ли это расчет или неистовое чувство? История все расставила по местам.

Главный сюжет вдохновения

Гала Сальвадор ДалиОб их любви написаны сотни книг, сняты фильмы, ходят легенды. С точки зрения обывателя это были странные отношения: Гала была не просто музой знаменитого художника, она стала частью его самого, его творчества. Он неистового писал её портреты, Гала - единственная модель и главный сюжет вдохновения, он словно растворился в этой женщине. «Моя возлюбленная, моя «оливета» (оливка), моя муза», – так нежно и самозабвенно называл каталонец жену. Гала была его вечной любовью на века, он ложился с её именем и вставал с первой мыслью о ней.

Властная и манящая, она постоянно поддерживала градус его творчества. Искусствоведы склоняются к мысли, что, скорее всего, Дали не оставил бы потомкам всех тех шедевров своего гения, которыми мир сегодня наслаждается, если бы не встретил свою русскую загадку. Гала железной волей организовывала рабочий процесс Мастера, продвигала его творчество. Сегодня это называется продюсированием.

В посвящении к своей автобиографии «Дневник одного гения» Сальвадор Дали напишет: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее Безмятежной». Настоящее признание в любви на века.

Зрелая любовь

Гала Сальвадор ДалиВ жизни любой семьи любовь проходит испытания. Выпали они и на долю этой звёздной пары. Гала направляла энергию мужа в творчество, сама же реализовывала свою ненасытную чувственность на стороне. Современники отмечают, что эта русская обольстительница часто добивалась чувственной любви с красавцами-юношами, позировавшими Дали для его полотен. Художник был тоже ненасытен, только в своем творчестве. Странные отношения странной пары. Супруги устраивали свои знаменитые «хэппенинги», эротические скандальные зрелища. Гала в них участвовала, Сальвадор наблюдал со стороны. Скромный и закомплексованный муж и яркая, энергичная жена. Из парижской аристократки Гала превратилась в няньку, сиделку, секретаря, менеджера и настоящую властную хозяйку огромной империи знаменитого Дали.

Пройдя с ним от безвестности и нищеты, возведя его на недосягаемый Олимп, Гала стала «хищницей», по меткому выражению одного американского журналиста. Дали писал о секрете своего успеха так: «метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала - а она одна - единственная на всем свете».

Шли годы и Гала начала стареть. Чем старше она становилась, тем больше ей хотелось любви молодых мужчин. Осталось много разбитых судеб, опаленных этой неистовой страстью. Средневековый замок Пуболь, подаренный Сальвадором Дали на её день рождения в 74 года – решение усложнившихся семейных отношений. Гала не разрешала мужу навещать её без письменного уведомления. В 1982 году, в возрасте 88 лет неистовая Гала умерла в своем замке. Последние семь лет без жены стали для Дали настоящим адом. Он быстро угасал. Пожар, случившийся в 1984 году, в котором художник чуть не погиб, лишил его способности творить. Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года. Без Галы он пишет только одну свою работу.

Русская загадка

На долю «русской принцессы» Елены Дьконовой выпало счастье быть музой трех великих гениев своей эпохи – французского поэта Элюара, немецкого художника-авангардиста Эрнста и величайшего испанского маэстро Сальвадора Дали. Она любила и была любима. Страстно, неистово, почти безумно. Именно эта любовь увековечила её имя в веках, запечатлела на полотнах испанского гения. Неважно, какой она осталась в памяти людей – серым кардиналом, беспутной развратницей или ведьмой, плетущей интриги.

«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», - так написал Сальвадор Дали на флаге одной из своих картин. Для него она осталась Музой, любовью всей жизни.

Жанна Пятирикова