Евгений Гришковец: особенный провинциал

гришковецС творчеством Евгения Гришковца знакомы многие. Те, кто не знаком с творчеством, знают, кто такой Гришковец. Те, кто не знают, хотя бы слышали о Евгении Гришковце. Те, кто не слышал... Да нет, нет таких, кто хотя бы не слышал о Евгении Гришковце. Актер, режиссер, драматург, писатель, сценарист, до недавнего времени активный интернет-деятель - с конца девяностых годов Гришковец стал заметной фигурой в российской культурной и околокультурной среде.

Служба на флоте все-таки пригодилась...

Евгений Валерьевич Гришковец родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерово, в семье тогда еще студентов, а позднее научных работников. Детство и юность Гришковец провел в Кемерово, где и окончил в 1984 году среднюю школу и поступил в ВУЗ. Выбор Евгением филологического факультета Кемеровского государственного университета может показаться несколько странным (все-таки юноши обычно выбирают иные факультеты, нежели филфак), однако к тому времени он уже испытывал определенный интерес к изящной словесности. А еще к тому времени Евгений уже, по собственному выражению, заболел театром - в его конкретном случае это был театр пантомимы. Каким-то стечением обстоятельств десятиклассник Женя Гришковец попал в городе Томске на представление местного Театра пантомимы и решил, что именно этим он хотел бы заниматься в будущем.

 

Пока же на пути к осуществлению его мечты встала суровая действительность - в 1985 году, после окончания первого курса и по достижении восемнадцатилетнего возраста Гришковец отправился служить по воинскому призыву. Призыв этот привел его на Тихоокеанский флот, где он и провел следующие три года жизни. Следует отметить, что именно флотские впечатления и воспоминания стали основой для судьбоносного спектакля Гришковца «Как я съел собаку». После демобилизации Гришковец вернулся в Кемеровский университет и с 1988 по 1990 годы учился и одновременно занимался в студенческой студии пантомимы.

Время было перестроечное, в воздухе витала свобода, мир казался открытым для свершений и подвигов - и Евгений посчитал, что самое время покорить этот самый мир. В 1990 году он по приглашению знакомых приехал в Восточную Германию, оттуда перебрался в Западную Германию (после падения Берлинской стены в конце 1989 года это деление было уже условно) и сумел в местном отделении Красного Креста получить даже статус едва ли не политического беженца. Однако нескольких дней мытья посуды в фабричной столовой и жизни в общежитии хватило Гришковцу, чтобы понять, что Запад - это не настолько сказочное место, каким он виделся из-за «железного занавеса», и пора возвращаться домой.

Когда есть что сказать, сценой может стать и курилка 

К моменту возвращения из Германии в 1990 году Евгений Гришковец был все еще недоучившимся студентом филологического факультета Кемеровского университета (к слову, закончить филфак ему удалось лишь в 1994 году). Однако мечта о театре пантомимы не исчезла, напротив, стала еще сильнее. Настолько сильной, что Евгений решил не откладывать дело в долгий ящик и в том же 1990 году основал в Кемерово собственный Театр пантомимы од названием «Ложа». В последующие семь лет, вплоть до 1998 года, в этом театре было поставлено десять спектаклей и, кстати говоря, именно здесь Гришковец встретил свою будущую супругу Елену. Однако к 1998 году он понял, что перспектив у Театра пантомимы в Кемерово никаких, да и у самого у него надежд на какое-то развитие в родном городе ненамного больше. Настало время перемен, решил Евгений.

Для начала он с семьей переехал в Калининград (как позднее скажет в одном из интервью, этот город показался ему наиболее комфортным для жизни в эмоциональном отношении), а затем отправился в поход по московским театрам, чтобы показать пьесу-спектакль собственного сочинения и исполнения «Как я съел собаку». Судьбоносным стал визит Гришковца в Театр Российской армии в ноябре 1998 года: именно там, в курилке, всего лишь для семнадцати зрителей он впервые в столице исполнил «Как я съел собаку» - и с этого момента жизнь его изменилась.

Уже через несколько месяцев пресса и специалисты в едином порыве назвали его главным театральным явлением России последних лет, а для зрителей Евгений Гришковец стал во многом первооткрывателем нового жанра литературы и драматургии. Во многом пьесы и книги Гришковца стали образцом для того потока интеллигентской литературной интернет-активности, которая захлестнула рунет в двухтысячные: с его мотивами ностальгии, мягкой меланхолии, определенной исповедальности и апеллирование к похожим чувствам и воспоминаниям своих зрителей, слушателей, читателей. На протяжении последних десяти лет Евгений Гришковец если и не стал современным российским вариантом Леонардо да Винчи, то неплохо приблизился к великому итальянцу: Евгений продолжил сочинять пьесы, ставить их в качестве режиссера и исполнять в них роли; он начал сниматься в кино; он принялся выпускать книги; он принялся записывать музыкальные альбомы в качестве вокалиста в сотрудничестве с группой «Бигуди»...

В настоящее время Евгений Гришковец проживает в Калининграде (по собственному признанию, одно время думал о покупке квартиры в Москве, но не срослось) с супругой Еленой и тремя детьми: сыном Александром (2004 года рождения) и дочерьми Наталией (1995 года рождения) и Марией (2010 года рождения).

Александр Бабицкий