Охота на ведьм - Пытки

Пытки

Люди давно поняли, что физическое мучение есть одно из самых верных средств добиться от человека желаемой информации. Разумеется, пытки использовались и до инквизиции, однако долгое время они признавались средством крайним. Лишь папа Иннокентий IV(1243-1254) узаконил их своей буллой, которая предписывала "заставлять силой, не нанося членовредительства и не ставя под угрозу жизнь, всех пойманных еретиков, как губителей и убийц душ и воров священных таинств и христианской веры, с предельной ясностью сознаваться в своих ошибках и выдавать известных им других еретиков". Не удивительно, что, когда ведьмовство было приравнено к ереси, это средство распространилось и на колдуний, тем более, что в "Молоте ведьм" значилось: "Справедливость требует, чтобы ведьма не была приговорена к смерти, пока не признает себя виновной".

Перед началом допроса палач подробно описывал жертве, что ее ждет, и одного этого иногда оказывалось достаточно, чтобы жертва давала признательные показания, которые в этом случае считались добровольными. Но многие, многие подсудимые признавали свою вину только под нечеловеческими пытками.

 

Допрос проходил следующим образом. Сначала подозреваемую брили наголо, а затем кололи все тело иглами, ища на теле нечувствительные к боли места. Если такое место находилось, то, так же, как и родимые пятна, оно считалось "отметиной дьявола". Потом начиналась пытка, которая продолжалась до тех пор, пока подозреваемая не сознавалась. Палач следил лишь за тем, чтобы не довести жертву до смерти, прекращая пытку, если она теряла сознание. Затем ее уводили в камеру, давали прийти в себя и восстановить силы, а на следующий день опять прибегали к многочасовым, еще более жестоким истязаниям. Если ведьма не признавалась, то это становилось еще одним доказательством ее связи с дьяволом - ведь обычному человеку не под силу вынести такие мучения.
За все эти процедуры палачу и членам трибунала платили, причем деньги брались из конфискованных у подсудимого средств. Если человек не мог обеспечить финансирование сам, издержки оплачивали его родственники. Поражает, что судебные издержки, как правило, включали в себя не только стоимость пытки, но и затраты на питание палача, дорожные расходы, развлечения и фураж для лошадей, причем услуги ассистентов оплачивались отдельно.

Конкретные виды пыток различались в зависимости от страны, где проходил суд. Подвешивание на дыбе, например, совсем не применялось в Англии и Шотландии, но было широко распространено во Франции, где являлось наиболее употребляемым средством. Что касается других способов, то жертв, к примеру, нещадно секли кнутами, специальными железными вилами раздирали грудь, а раскаленными щипцами рвали тело. Горячими металлическими прутьями прижигали плоть и вводили их во влагалище и прямую кишку. В некоторых случаях "Молот ведьм" предписывал прибегать к испытанию железом, когда ведьму заставляли держать в руках раскаленный брусок металла. Если она роняла его на землю, то автоматически признавалась виновной. Эта пытка, в частности, применялась тогда, когда жертва уже практически потеряла способность чувствовать боль.

Одной из самых изощренных пыток было подвешивание на дыбе. Руки жертвы связывали за спиной, а веревку от них пропускали через крюк, ввинченный в потолок. Затем человека резко поднимали вверх, а потом отпускали, рывком веревки смещая кости и мышцы плеч, локтей и кистей. Эту пытку иногда усиливали, привязывая к ногам жертвы гири и выворачивая тем самым бедра, колени и щиколотки. Во Франции, например, использовались грузы, вес которых колебался от сорока до двухсот и более фунтов,
причем известен случай, когда гиря весила 650 фунтов.

Как правило, ограничений суровости пыток, применяемых к обвиняемым в колдовстве, не существовало, и поэтому неудивительно, что многие подписывали признательные протоколы лишь для того, чтобы избежать еще больших мучений. Однако после признания в колдовстве страдания подсудимых не заканчивались. Их приговаривали к смерти и лишь в крайнем случае сажали в тюрьму, ссылали или освобождали. В случае признательного показания жертву, в качестве особой милости, душили, в противном же случае она была обречена на сожжение заживо, причем мучения несчастных на медленном огне иногда продолжались по нескольку часов. По дороге же к костру или виселице осужденных секли, жгли раскаленным железом или клеймили. Иногда тело казненного прибивали к виселице гвоздями, причем эта адская работа приносила палачу и его подручным дополнительное вознаграждение.

Машина инквизиции стала сбавлять обороты лишь в XVII веке. Разум восторжествовал: власти стали предпринимать шаги к ограничению или хотя бы запрещению пыток, заменяли смертные приговоры на пожизненное заключение или ссылку. В заключение хочется рассказать об эрцгерцоге Брауншвейгском, который был так потрясен жестокостью палачей, что запретил пытки в своих владениях. Он пригласил двух священников-иезуитов выслушать признание женщины, которую обвиняли в колдовстве. Тайно от священников герцог поручил судьям вырвать у жертвы признание в заранее указанных им лично преступлениях. Под пыткой обвиняемая призналась, что посещала шабаши на горе Брокен. Однако потом она неожиданно сообщила, что в беспутных оргиях на шабаше участвовали и присутствующие в камере священники-иезуиты, причем они превращались в волков, козлов и других животных и совокуплялись с ведьмами, которые затем родили одновременно по семь младенцев с лягушачьими головами. Ошеломленным признанием священникам герцог объяснил, что таким образом под пыткой можно вырвать любое необходимое палачам признание. Один из этих священников написал потом книгу под названием "Предупреждение обвинителям", в которой объяснял, что инквизиторам выгодно приговаривать к смерти как можно больше людей, поскольку им платят за каждую сожженную ведьму, к тому же они наследуют ее имущество. В конце книги он говорил, что к тридцати годам почти полностью поседел от горя: ведь из многих ведьм, которых он приговорил к пыткам и смертной казни, не было ни одной по-настоящему виновной.

Окончательно охота на ведьм закончилась только к середине XVIII века. Некоторые исследователи считают, что жертвами этого массового безумия стали несколько миллионов казненных и замученных под пытками женщин, документально же доказана смерть нескольких десятков тысяч. Эта цифра не кажется такой уж впечатляющей на фоне человеческих потерь двадцатого века, да и очень уж далеки от нас те темные века. Всем нам в глубине души кажется, что теперь-то, в наше просвещенное время ничего подобного случиться не может, что все это козни мракобесов, завладевших умами суеверных невежд. Но перед тем, как на долгое время снова забыть об инквизиции, пытках и сатанинских шабашах - задумайтесь. Мы никому не желаем смерти. Мы не способны мучить и получать от этого удовольствие. Мы не верим в магию, и никогда не надумаем прибегать к этим смешным бабкиным средствам. Мы не хотим почувствовать себя ведьмой, красивой, всемогущей, свободной, языческой богиней - чего бы нам этого ни стоило. Никогда. Или?...

Дарья Неделина