Православные праздники

православные праздникиВ каждой религии есть установленные праздники. Церковный год – чередование будней и праздников. В будни христианин должен трудиться, «в поте лица добывать хлеб свой». В праздники человек должен отдыхать, идти в церковь, чувствовать свою причастность к высшему миру. Православные праздники делятся на подвижные, то есть переходящие из года в год разными датами празднования, согласно гражданскому календарю, и неподвижные, те, которые ежегодно отмечаются в одну и ту же дату.

Переходящие православные праздники

В православной церкви праздниками считаются дни годового богослужебного круга, в которые совершается святое причастие (таинство Евхаристии). В строгом смысле христианского богослужения, праздничными днями называются все дни, в которые Устав Церкви не запрещает проведение полной литургии.

Все подвижные праздники в Церкви соотносятся и берут свое начало в зависимости от Пасхи – Воскресения Христа, древнейшего и главнейшего праздника богослужебного года. Начинаются праздники с подготовки к Пасхе, с недель перед Великим постом. Эти недели включают в себя такие события как неделя о Закхее-мытаре, причисленного к лику святых, неделя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, вселенская родительская суббота, неделя о Страшном суде, по-другому называемая мясопустной неделей, сырная седмица, в народе именуемая масленицей, и сыропустная неделя, оканчивавшаяся прощеным воскресеньем.

Затем следует Великий пост – главный продолжительный пост у христиан. Его цель – очищение души и тела перед Пасхой. Этот пост установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся сорок дней в пустыне. Длительность поста так или иначе соотносится с цифрой сорок, но фактическая продолжительность у православных – семь седмиц Четырехдесятницы. По окончании Великого Поста наступает главный православный праздник – Воскресение Христа.

Деление на переходящие и непереходящие праздники связано с Ветхозаветной Пасхой, которая отмечалась в четырнадцатый день месяца нисана, обычно он попадал на март или апрель. В Израиле было несколько календарей, и Совет богословов каждый год устанавливал новую дату, сверяясь по первому весеннему полнолунию. В зависимости от этого рассчитывается дата Пятидесятницы, день Святой Троицы, которую Церковь справляет на пятидесятый день после Пасхи. В сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне. Кроме этого, к великим переходящим праздникам относится Вход Господень в Иерусалим.

Непереходящие праздники

Непереходящих православных праздников девять, они входят в двенадцать двунадесятых великих праздников (три из которых – подвижные). Это те праздничные дни, которые отмечаются Церковью каждый год в один и тот же день. По хронологии церковного года, который начинается 14 сентября, к ним относятся Рождество Богородицы, 21 сентября по новому стилю, Воздвижение Креста Господня – 27 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, Рождество Христово – 7 января, Богоявление, Крещение Господне – 19 января, Сретение Господне – 15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля, Преображение господне (Спас) – 19 августа, Успение Богородицы – 28 августа.

Затем по значимости следуют еще пять великих непереходящих праздников. Покров Пресвятой Богородицы отмечается Церковью 14 октября, Обрезание Господне – 14 января, Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля, Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября.

Кроме всего, каждую неделю особо отмечается любое воскресенье, которое посвящается воспоминанию о Воскресении Христа и именуется «малой Пасхой». Свое название «воскресенье» этот день недели получил в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия.

Между всеми православными праздниками существует внутренняя связь, которая выражает основную идею церковного цикла. Самый главный смысл всех праздников – от Рождения через голгофу, смерть на кресте к Воскресению, символу вечной жизни на Земле. Все двенадцать двунадесятых великих праздников раскрывают великую сущность Писания. Прихожанин, каждый раз участвуя в богослужении по поводу празднования этих дат, заново переживает Евангельскую историю рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа, обретая при этом духовную опору и внутреннюю гармонию, очищается и становится сильнее.

Православный календарь праздников похож на точно настроенный камертон жизни на христианский лад. Лично участвуя во всех православных праздниках, прихожанин учится жить в ладу с собой и миром, постигает великую тайну Воскресения.

Жанна Пятирикова