Православный календарь - от Пасхи до Пасхи

православный календарьХарактерной особенностью православного календаря является использование сразу двух мировых календарей – римского и еврейского. Православный календарь состоит из великих праздников, богослужебных кругов, календаря постов и трапез. Весь календарь составлен от Пасхи, как главного праздника христиан, до следующей Пасхи.

История православного календаря

Слово «календарь» происходит от латинского «calendae», что означало название первого дня каждого месяца в Древнем Риме и переводилось как «созыв», «провозглашение», поскольку жрецы это начало месяца провозглашали. Немного позже возникло слово «calendarium» - долговая книга, куда кредиторы записывали проценты, вносившиеся должниками по долгам в первые дни месяца. Свое современное значение слово «календарь» обрело лишь в средние века, сегодня оно означает систему счета промежутков времени.

Православный календарь сочетает в себе принципы сразу двух календарей – римского солнечного и еврейского лунно-солнечного. Первому, римскому календарю соответствуют церковные праздники неподвижного цикла, те, что ежегодно отмечаются в один и тот же день. Главный из них – Рождество Христово, христианская церковь совместила с днем зимнего солнцестояния, 25 декабря по старому стилю. Этот день у римлян был днем солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца. Римский календарь дважды подвергался кардинальным реформам: сначала Юлием Цезарем (потому называется юлианским, русская православная церковь использует его и сейчас) в 46 г. до н.э., затем в 1582 году папой Григорием XIII (мы сегодня пользуемся этим календарем в гражданской жизни, именуя его григорианским).

Праздники подвижного цикла соответствуют еврейскому лунно-солнечному календарю. Главный праздник православной церкви – Пасха, у иудеев – Песах. Совпадает и название другого праздника – Пятидесятница.

Христианская пасхалия

Весь православный календарь составлен от Пасхи до следующей Пасхи, все праздники и посты связаны с этим главным праздником Церкви. Всего в православном календаре двенадцать двунадесятых праздников, в которых три праздника подвижных (Вознесение Господне, Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим) и девять неподвижных (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы).

У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существуют предпразднство, попразднство и отдание, то есть дни или несколько дней перед, во время или после больших праздников, в богослужения которых уже входят молитвословия, посвященные празднуемому событию.

Кроме этого, православный календарь ежегодно отмечает пять великих непереходящих праздников – Покров пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Пасхальный цикл подвижный, потому что его дни каждый год передвигаются по числам месяца. По-другому этот цикл называется триодным, поскольку богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим именем Триодь. Эта книга с текстами изменяемых молитвословий делится на две книги – Триодь Постная (от недели мытаря и фарисея включительно до Великой Субботы) и Триодь Цветная (начиная с недели Пасхи и до Недели Всех святых). То есть в пост читаются молитвы по Постной книге, в праздничные дни – по Цветной.

Богослужебные круги

Православный календарь содержит определенную последовательность богослужений в течение дня, недели и года. Такие циклы называются богослужебными кругами. Богослужение каждого дня представляет собой соединение практически неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга лишь с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня.

Седмичный круг – богослужение в пределах одной недели. В понедельник проводят богослужение в честь бесплотных сил – ангелов Господних, вторник посвящен пророкам и Иоанну Крестителю. По средам и пятницам богослужения посвящены воспоминаниям о крестной смерти Иисуса Христа. В четверг поминают апостолов, святителей и особенно Николая Чудотворца. Суббота посвящена богослужению в поминовение умерших христиан. Каждое воскресенье проводятся службы в честь воскресения Господа Иисуса Христа.

Годовой богослужебный круг – празднование подвижных и неподвижных праздников православной церкви. Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи Марковых глав, названных так по имени составителя монаха Марка.

Посты в православном календаре

Православный календарь, кроме праздников, дней памяти святых, содержит перечень постов, воздержания от скоромной пищи и увеселений. В календаре постов и трапез отражаются еженедельные дни строгого поста – среда и пятница, дни, в которые был предан и распят на кресте Иисус Христос.

Всего у православных христиан четыре больших многодневных поста в течение календарного года – Великий пост, он начинается за семь недель до празднования Пасхи, сразу после Сырной недели (масленицы), Петров пост, начинается на второй неделе после праздника Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла. Далее следует Успенский пост, который начинается 14 августа и заканчивается 27 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Рождественский пост (Филиппов пост) начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, в рождественский сочельник.

Однодневные посты соблюдаются христианами согласно календаря в крещенский сочельник, перед Богоявлением, 18 января, 11 сентября, в день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня. По монастырскому уставу это дни строгого поста, не вкушается рыба, но возможно использование растительного масла.

Жанна Пятирикова