Развитие ребенка в шесть месяцев

развитие ребенка в шесть месяцевВ шесть месяцев ребенок уже многое может делать, с ним интересно проводить время и играть, так как он более осмысленно относится к окружающему его миру и пытается его понять. Но он все еще не может заниматься чем-то длительное время, все время отвлекается на новые предметы, звуки или ощущения.

Анатомо-физиологические особенности ребенка шести месяцев

К шести месяцам врожденный иммунитет, переданный ребенку матерью во время внутриутробного развития, истощается и перестает его защищать от окружающей инфекции. Поэтому, если не соблюдать четкого режима дня, правил кормления и не ограждать ребенка от инфекций, то он начнет часто болеть. В весе ребенок на шестом месяце жизни прибавляет от 600 до 700 г. Сердце его бьется со скоростью 130–135 ударов в минуту, количество дыхательных движений равно 35–40 в минуту.

В этом возрасте у ребенка прорезываются первые зубы – обычно это нижние центральные резцы. Но у некоторых детей этот процесс происходит раньше или позже. На шестом месяце жизни ребенку уже недостаточно грудного молока или молочной смеси, поэтому в этом возрасте вводится первый прикорм. Прикормом называется пища, которая постепенно вытесняет грудное молоко, к году ребенок может уже полностью отказаться от груди.

Первый прикорм

Первый прикорм при естественном вскармливании вводится в шесть месяцев, на искусственном – на две недели раньше. На приеме педиатр посоветует вам, что именно лучше ввести ребенку в рацион в виде первого прикорма. Это может быть овощное пюре (его рекомендуют детям с нормальным или повышенным весом) или каша (если ребенок немного недобирает в весе).

Овощное пюре можно использовать готовое в баночках, которые выпускаются специально для детского питания, а можно приготовить самим. Самыми нейтральными овощами считаются кабачки, с них обычно и начинают прикорм. Но вполне можно начать и с картофельного пюре. Овощи отваривают, протирают через сито, разбавляют водой, в которой они варились, доводят до кипения, остужают и дают первый раз одну чайную ложку перед кормлением грудью. Постепенно за две недели объем пюре доводится до 50 г, а через месяц овощное пюре полностью заменит кормление грудью в 10 часов (к 6 месяцам ребенок должен получать пищу 5 раз в сутки в 6, 10, 14, 18 и 22 часа). К концу месяца в пюре уже можно добавлять немного сливочного или растительного масла.

Точно также вводятся и каши, лучше использовать готовые адаптированные сухие каши, они выпускаются для грудных детей разного возраста и готовятся строго по инструкции.

Психомоторное развитие ребенка в шесть месяцев

В возрасте шести месяцев ребенок сначала пытается, а затем свободно переворачивается с живота на спинку и обратно. Лежа в горизонтальном положении, он самостоятельно принимает любую позу: на животе, на том или другом боку, на спине. Он даже пытается встать на четвереньки и ползти. Если рядом с ним лежит интересующая его игрушка, но он не может достать ее рукой, то ребенок может даже проползти несколько сантиметров, чтобы заполучить то, что ему очень хочется.

Сидит ребенок уже без поддержки, с прямой спинкой, если ему протянуть руки, то он может ухватиться за них и встать на ножки. Сидя перекладывает игрушки из одной коробки в другую. Поддерживаемый взрослым за грудь, он пытается переступать ножками.

Он хорошо захватывает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, может самостоятельно поднять выпавшую из рук игрушку, переложить игрушку из одной руки в другую, сбрасывает накинутую на лицо пеленку.

Более разнообразными становятся эмоциональные проявления. Мать отлично понимает, в каком настроении находится ее малыш, доволен ли он или, напротив, ему скучно, что-то его раздражает. Возбуждение ребенка проявляется двигательной активностью и криком, который также имеет свои эмоциональные оттенки. Мать уже прекрасно понимает, что хочет ей «сказать» ребенок, например, его просьбу взять на ручки. Мать по-прежнему самый главный человек для ребенка, он всегда радуется ее появлению, ее голосу. К остальным взрослым он также относится приветливо, но к чужому человеку может и не пойти.

Ребенок делает попытки произносить первые слоги – «ма», «ба». Он внимательно слушает речь взрослого, особенно ему нравятся детские песенки (слова нужно выговаривать очень четко) и ритмичные стишки. Он уже знает многие предметы, которые его окружают и если мама говорит, например: «Где зайка?», то он находит его глазами. Также происходит и с другими предметами, число их с каждым днем увеличивается.

Развивающие игры для шестимесячного ребенка

Малыш уже активно требует внимания, ему нравится заниматься гимнастикой и играть с мамой. Его уже можно учить поднимать ручки вверх при поддержке за грудную клетку. С большим удовольствием во время гимнастики он переворачивается на спинку, на живот и обратно, встает при поддержке, пытается ходить и ползать.

Он уже запоминает некоторые песенки, особенно те места, которые ему очень нравятся. На такие места взрослый должен специально обращать внимание ребенка, выделяя их голосом или каким-то неожиданным действием.

Галина Романенко