«Кости»: от мертвецов можно ждать чего угодно

Сериал «Кости»: от мертвецов можно ждать чего угодно Название сериала «Кости» сразу же настраивает зрителя на некий зловещий, леденящий душу, замогильный лад. И зритель не ошибается в своих предчувствиях - ведь этот проект посвящён суровым, но вместе с тем и очень увлекательным будням, с одной стороны, агента ФБР, с другой, учёного-антрополога. А по какому вопросу могут сходиться интересы и сферы деятельности детектива и антрополога, как не по вопросу о костях, обнаружение которых имеет явный криминальный оттенок?

Итак, специальный агент ФБР Сили Бут и антрополог доктор Темперанс Бреннан работают в одной связке, таким образом, помогая американскому правосудию восстанавливать максимально полную и объективную картину в отношении обнаруженных человеческих останков. Если кто-то не является большим специалистом по американским именам и не прочувствовал до конца всю любопытность ситуации, поясняем - Сили Бут мужчина, а Темперанс Бреннан женщина. Но высокий градус их взаимоотношений обусловлен не только этим. К своеобразной «битве полов» добавляется ещё и профессиональное столкновение, и конфликт характеров.

 

Доктор Темперанс Бреннан типичный учёный, даром что симпатичная женщина: практически весь мир для неё сосредоточен на объектах её исследований, то есть на человеческих останках во всём их великолепии и неповторимости. Как и большинство настоящих учёных, она в, так сказать, специфических взаимоотношениях с остальным миром - не интересуется практически ничем, что не может быть ей полезно в работе, почти не умеет строить с другими людьми отношения, которые бы выходили за рамки её профессиональной деятельности. К тому же Темперанс убеждена в том, что добиться результата (то бишь успешно завершить расследование) можно лишь за счёт голых фактов и чистой науки.

У агента Бута совершенно другая ситуация, причём по всем позициям. Начнём с того, что он очень даже жизнерадостный мужчина, отнюдь не зацикленный на одной работе. Нет, он не ловелас какой-нибудь, не тащится за каждой юбкой, однако он симпатичный молодой мужчина-холостяк со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. К тому же он уверен, что поимка преступников, как и любой вид общения с людьми, требует не только научно-технического оснащения, здесь нужно ещё и понимание человеческой природы, психологии, а нередко не лишней окажется и интуиция. Нетрудно догадаться, что на этой почве у агента Бута и доктора Бреннан (которую Сили любовно обзывает «Кости») столкновения и споры возникают на каждом шагу.

Что ни говорите, а качественные различия между американскими и российскими сериалами (если только речь не идёт об «обывательских комедиях» и их клонах-ситкомах) огромны и бросаются в глаза с первых минут просмотра. Американский сериал это практически полноценное полнометражное кино со своим стилем, со своей особой постановкой кадра, со сценами, которые должны привлекать зрителя и заинтересовывать его, а не просто быть поводом для произнесения реплик или очередной отвратительно поставленной, снятой и исполненной сценой автомобильной погони. К тому же большинство российских сериальщиков как огня боятся движущейся камеры и живой динамичной смены кадров - как будто в их распоряжении всего одна камера и они до ужаса боятся её ненароком разбить. В этом плане «Кости» является отличным образцом интересного американского сериала.

Конечно, в данном случае подбор темы проекта очень специфический - мертвецы, кости, морги… С одной стороны, на подобное не всякий будет смотреть. С другой - чтобы привлечь к экранам современного искушённого и пресыщенного телезрителя, нужно придумать что-то неординарное. К тому же с каждым десятилетием люди относятся к виду человеческих останков (во всяком случае, по телевизору) всё менее трепетно и щепетильно. Так что сериал «Кости» это фильм для людей с задатками циников. Но кто в наше время отчасти не циник?

Основная черта сериала это отношения между мужчиной и женщиной, этакая смесь противостояния и сотрудничества, соперничества и флирта. Этот приём уже является классическим. А ведь на широкую «сериальную дорогу» он вышел относительно недавно, вместе с легендарными «Секретными материалами» и лучшей парой следователей всех времён и народов агентами Малдером и Скалли (позади остались даже Шерлок Холмс и доктор Ватсон - их истории не хватило романтической интриги). Примерно с третьей-четвёртой серии фильма «Кости» понимаешь, что детективные истории здесь лишь фон для развития отношений между главными героями. Это всегда интереснее, чем просто очередной остросюжетный сериал. Правда, когда нагнетание романтических страстей растягивают на несколько телесезонов (сериал «Кости» выходит в свет с 2005 года и на данный момент представлены уже 5 сезонов), рано или поздно это начинает утомлять. Но это неизбежные издержки долгоиграющих проектов.

Если заниматься неблагодарным занятием и раздавать оценки, то сериал «Кости» является, безусловно, качественным и профессионально изготовленным продуктом, его интересно смотреть. Но в нём нет той изюминки, которая делает просто хороший сериал великолепным или даже культовым. В данном случае загвоздка с героями - актёры подобраны хорошо, но ни один из них, ни Эмили Дешанель, ни Дэвид Бореаназ, не является харизматичной личностью, способной сразу и навсегда влюбить в себя зрителя. Для сериала это одно из главных условий по-настоящему громкого успеха.

Александр Бабицкий