«Достоевский»: очеловеченная классика

достоевскийНе сойтись во мнениях по поводу сериала «Достоевский» довольно просто. Для кого-то образ смертного человека со слабостями претит образу иному, оставшемуся со школьных времен, представлению классика русской литературы, таланта, с которым многие лишь мечтали сравниться.

Краткая биография в учебнике вряд ли может вместить в себя все то, что было бы важно знать, начиная читать «Бедные люди» или «Идиота», или даже бессмертное «Преступление и наказание». Восемь серий якобы исторического сериала представляют на суд зрителей собственное виденье.

 

Достоевский - исторический персонаж

Вот и в сериале Достоевский Федор Михайлович предстает обычным человеком, ранимым, напуганным, неспособным справится с возникающими трудностями. Не всякому зрителю придется по душе такая трактовка. Образцово-показательная нравственная классика Достоевского слишком уж далека от той тоскливости и надломленности, что заполняли его жизнь. Но, впрочем, некоторые литературные параллели нашли место в экранизации и вписались в биографический сюжет.

События сериала начинаются с того момента, который Достоевский считал переломным в своей жизни, - с казни. Эта история хорошо известна как инсценировка расстрела петрашевцев, в круг которых входил и Федор Михайлович. В последний момент, когда осужденные уже попрощались с жизнью, было объявлено царское помилование. Расстрел заменили четырьмя годами каторги. Драматическая сцена в сериале предваряет последующий трагизм, налет которого, как пыль на экране, делает изображение серым и тусклым.

Сюжет сериала

Далее на протяжении восьми серий зритель может ознакомиться со своеобразным изложением биографии Достоевского. Своеобразным потому, что режиссер картины Владимир Хотиненко более заботится о кинематографичности и выразительности, нежели о соблюдении историчности, что, тем не менее, творчеству не помеха. Детство и юношество писателя создателей картины не заинтересовали, на экранах Достоевский появляется уже не юношей - мужчиной, на пороге своего тридцатилетия, сосланным на каторгу. Каторга эта показана, как и положена, мрачным удручающим местом, откуда любой человек захочет бежать сломя голову. В сериале авторы решили не разделять каторжников по совершенным ими преступлениям, тем не менее, стоит предположить, что жизнь «политических» могла быть в разы лучше, чем жизнь тех, кто совершил убийство или кражу.

Сцены отбывания наказания на каторге сменяются сценами службы, поиска заработка, семейной жизни. Как и многие известные байопики, «Достоевский» не придерживается четких временных рамок и последовательности повествования. Много раз главный герой возвращается к тем или иным эпизодам своей жизни, и зритель видит те или иные связи, невидимые ранее, элементы мозаики, позволяющие понять всю картину в целом.

Исполнители ролей

В роли знаменитого русского писателя выступил Евгений Миронов. После его проникновенного и органичного Мышкина, его было легко представить в этом амплуа. Однако не в обиду Миронову будет сказано, но, несмотря на его очевидный талант, в сериале он выглядит старше, чем можно было бы допустить для этой роли. Достоевский входит в кадр в одном возрасте и остается таким на протяжении всей истории, несмотря на все усилия гримеров. Это значительно влияет на восприятие персонажа.

Другие роли в сериале исполнили также уже известные актеры. Так, Марию, любимую жену Федора Михайловича, сыграла Чулпан Хаматова. Помимо нее в «Достоевском» блеснули Дарья Мороз, Дмитрий Певцов, Владимир Симонов, Александр Домогаров и Ирина Розанова.

В «Достоевском» чудесный актерский ансамбль, хорошая операторская и режиссерская работа, странноватые декорации и костюмы. В целом, сериал собой представляет нечто весьма далекое от биографической реконструкции жизни писателя, это драма с собственной трактовкой и оценкой событий истории. В любом случае, этот сериал составляет прекрасную альтернативу детективам и мелодрамам, заполнившим эфир.

Можно сказать, что образ Достоевского-классика остался нетронутым и будет почивать на своих творческих лаврах. Достоевский-человек, возможно, был бы в претензии к авторам сценария, но об этом судить историкам и литературоведам. Сериал получился больше о угрюмом неуживчивом герое, носившем имя Достоевского: создатели картины претендовали на историю Достоевского-писателя и его личной трагедии, но не смогли покорить эту вершину.

Анна Чиж