Танцы на льду - дежа вю по сценарию

Танцы на льду Дивную возможность даровало нам родное телевидение. Каждый выходной вечер мы можем с удовольствием наблюдать за тем, как звезды падают и набивают синяки, как в блестящие костюмчики наряжаются пожилые актеры и неуверенно скользят по ледяной глади... На экране - «Танцы на льду. Бархатный сезон».

И здесь главное, чтобы вас не охватило чувство дежа вю. На Первом канале вновь на коньках Ягудин, Авербух и Башаров, Навка, Слуцкая и Жулин, на канале «Россия» - звезды вновь калибром поменьше. Заворотнюк поднялась на новый уровень комического мастерства: выдает такие перлы, которые моментально подхватывает полстраны. И всю следующую неделю популярная пресса с упоением описывает все синяки и рваные раны жертв фигурного катания...

 

«Танцы на льду» атмосферой вновь напоминают застойный период советской истории, костюмы и декорации уныло несут на себе несмываемую печать второсортности, а звезды старательно выписывают пируэты. И пусть нынешние участники не вызывают таких унизительных эмоций, которыми сопровождались выступления старательного, до слез беззащитного в своей неуклюжести и комичности Селина, которому мы чуть не дали - из жалости - «Хрустальный конек»... Пусть может быть с технической точки зрения шоу немного подросло (что очень спорно), мы все это уже видели. Дежа вю преследует российских зрителей, и никуда им не скрыться.

И даже скандалы все те же. Ради подогрева зрительского интереса сценарий «Танцев» вновь изобилует чрезмерной псевдоэмоциональностью. У звезд и спортсменов не ко времени и не к месту проявляется обостренное чувство справедливости. Театрализованное действо приводит в бешенство профессионалов, звезды, со своими личными конфликтами, подбрасывают журналистам первоклассные сплетни. Амалия Мордвинова устраивает образцово-показательные истерики абсолютно в каждом выпуске шоу. Как-то некрасиво сдают нервы у жюри. Цискаридзе демонстративно покидает свое место и выходит из зала, затем зрители в едином душевном порыве (гипноз?) начинают слаженно скандировать: «Коля, вернись!» и разобиженный судья появляется из-за кулис...

Но даже не это главное. Есть в «Танцах на льду» один недостаток, несущественный с точки зрения продюсеров. Бессмысленность. Скажите, зачем наблюдать за действием, которое не имеет направления, за чьими-то безвекторными усилиями? Фигуристы-профессионалы, которым не хватило места в новом сезоне проекта, вовсю обсуждают в прессе эту ледовую бутафорию. Но и без их озлобленных реплик, любому зрителю понятна царящая на льду бессмысленность.

Какой смысл в шоу, если некоторые участники все детство занимались фигурным катанием, а другие стали на лед впервые? Какой смысл в шоу, если большинство постановок - умелая игра в «тяни-толкай», в которой профессиональные спортсмены катают по льду послушных профессиональных звезд? Даже сейчас, когда передача неумолимо движется к своему логическому завершению, на льду - потрясающий номер: на стуле сидит Амалия Мордвинова, а вокруг нее рассекает Руслан Гончаров. Какой смысл в шоу, в котором заранее известны имена победителей и никто, ни один из членов жюри, не пытается это скрыть? Какой смысл в шоу, в котором нет ни интриги, ни существенных отличий от предыдущего сезона?

Однако, рейтинги упорно доказывают - правда на стороне «Танцев на льду». Вот только дело здесь не во всепоглощающей зрительской любви. Зрителю предлагают не очень-то большой выбор. Он может переключить на Первый - там другие звезды играют все в ту же «тяни-толкай» и другие судьи разыгрывают свой сценарий. А чуть позже -

страшно уже подсчитывать в который раз на сцене «Фабрики звезд» бойкая Яна Чурикова, в совершенстве овладевшая интонациями пионервожатой. Дальше по кнопкам пульта - «скандалы, интриги, расследования», низко качественный хоррор и давным-давно знакомые одни и те же голливудские фильмы. Дежа вю, ей богу. В одной песне Дельфина есть такая строчка: «Пыль на телеэкране важнее того, что я смотрю». Если бы мне приходилось каждый выходной вечер проводить у телевизора, я бы коллекционировала пыль.

Дарья Печорина