Лариса Долина: лучший голос российского шоу-бизнеса

Лариса ДолинаЛариса Долина пользуется большим авторитетом как у горячих поклонников отечественного шоу-бизнеса, приверженцев так называемой попсы, так и у не менее горячих противников популярной эстрады, борцов с этой самой попсой. Разгадка проста: Долина является, с одной стороны, одной из наиболее успешных и известных фигур российского шоубиза, с другой - никто не может записать её в число большинства серых и ничем не примечательных представителей эстрады по той простой причине, что и её талант, и её выдающиеся вокальные данные для всех очевидны.

Виолончель чуть не лишила нас замечательной певицы

Лариса Александровна Кудельман появилась на свет 10 сентября 1955 года в столице солнечного Азербайджана, в городе Баку. Её родители, строитель Александр Маркович и машинистка Галина Израилевна, никакого прямого отношения к искусству, разумеется, не имели. Не имела никакого отношения к искусству в силу юного возраста и сама Лариса, пока вся семья не переехала в 1958 году в Одессу, где нужно было заботиться о тяжело больной бабушке по маминой линии. Следующие три года стали для всех членов семьи Кудельман настоящим испытанием: вчетвером они жили в комнатке в одесской коммуналке. Впрочем, назвать это комнатой можно было лишь с натяжкой: в действительности это был обыкновенный сырой подвал, тяготы существования в котором усугублялись тяжёлой болезнью бабушки и вредными условиями для маленькой девочки. Лариса переболела там тяжёлой формой коклюша, память о котором осталась на всю жизнь в виде хронического бронхита. После смерти бабушки семье удалось найти вариант проживания в отдельной квартире и жизненная ситуация стала налаживаться.

 

К тому моменту музыкальные способности дочери стали для родителей очевидны и в 7 лет она начала обучение в музыкальной школе по классу фортепиано. Однако с этим инструментом Лариса общего языка не нашла и спустя три года безуспешных попыток совладать с ним перешла в класс, где обучали игре на виолончели. С виолончелью дела пошли лучше, и спустя шесть лет обучения Лариса успешно окончила музыкальную школу. Однако уже в подростковом возрасте она почувствовала сильную тягу к вокальному искусству, которая к тому же подогревалась успешным примером близкой подруги Татьяны, которая была на несколько лет старше и уже к тому моменту пела в одном из одесских ресторанов. После того, как Лариса в 12 лет впервые исполнила песню на отчётном концерте в пионерском лагере, она в прямом смысле слова заболела пением. Вскоре после этого отправившись с Татьяной за компанию на прослушивание в один из одесских ансамблей, Лариса неожиданно для всех и для самой себя успешно прошла этот конкурс и вскоре стала артисткой Одесской филармонии и солисткой эстрадного оркестра «Мы - одесситы». Для этого ей пришлось, во-первых, перейти на заочную форму обучения и так закончить школу, во-вторых, сменить фамилию отца на более нейтральную девичью фамилию материна Долина: всё-таки с очевидно еврейской фамилией Кудельман далеко пойти на эстраде было практически невозможно.

Не всем выпадает исполнить песню-символ

Лариса ДолинаИменно так и началась долгая и непростая карьера Ларисы Долиной в качестве солистки различных советских музыкальных коллективов. Непростая даже несмотря на то, что практически в каждом из этих коллективов Лариса довольно быстро становилась настоящим лидером и добивалась как признания профессионалов, так и популярности у зрителей. После начала работы в оркестре «Мы – одесситы» она некоторое время пела в местных ресторанах, затем в течение четырёх лет была солисткой Государственного эстрадного оркестра Армении. В последнем коллективе у неё не совсем сложились отношения с художественным руководителем Константином Орбеляном, из-за чего она в итоге ушла в Государственный эстрадный оркестр Азербайджана. В 1978 году Долина приняла участие во II Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи, где заняла второе место, но, самое главное, на неё обратил внимание художественный руководитель знаменитого эстрадного коллектива «Современник» Анатолий Кролл. В этом коллективе приоритетное внимание уделялось джазовым композициям, и это обстоятельство явилось судьбоносным для карьеры Ларисы Долиной. Природный голос Долиной, её темперамент и личные пристрастия настолько идеально совпали с джазовым звучанием, с присущей джазу импровизацией, что Лариса быстро стала одной из наиболее ярких советских исполнительниц вокальных джазовых партий. Особенно прогремела в масштабах всей страны концертная программа коллектива «Современник» «Антология джазового вокала», которая в 1981-1982 годах с огромным успехом прошла по всему Советскому Союзу. Одним из свидетельств нарождающейся популярности Долиной стало её приглашение в 1983 году в ставший культовым музыкальный фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза».

С середины 1980-х годов начался сольный этап карьеры Ларисы Долиной. В условиях перестройки и коренных изменений в советской эстраде, зарождения российского шоу-бизнеса, она стал одной из тех певиц, которые гармонично вписались в новые условия: так, её концертная программа 1987 года «Льдинка», в которой основной акцент уже был сделан на типично-эстрадных композициях, стал одним из главных музыкальных событий того времени. А с начала 1990-х и вовсе оказалось, что Долина на фоне либо устаревшей в творческом плане советской эстрадной гвардии, либо безголосой молодой поросли является едва ли не единственной по-настоящему «голосистой» и творчески состоятельной единицей. К тому же в тандеме с Михаилом Таничем и Русланом Горобцом ей удалось создать настоящую песню-символ своего времени, что удаётся далеко не всем даже выдающимся певицам: впервые исполненная в конце 1996 года песня «Погода в доме» быстро стала и до сих пор остаётся практически классической, народным гимном тихому женскому счастью. Удостоившись в 1998 году высокого звания Народной артистки России, Долина не остановилась в творческом развитии, а напротив: 2000-е годы ознаменовались для неё возвращением к джазовым истоками и несколькими весьма успешными джазовыми концертными программами.

В настоящее время Лариса Долина состоит в третьем браке с музыкантом Ильёй Спицыным, первым её супругом был джазовый музыкант Анатолий Миончинский, в браке с которым певица в 1983 году родила дочь Ангелину, вторым – Виктор Митязов.

Александр Бабицкий