10 известных сооружений, спровоцировавших скандал в обществе - Музей Гуггенхайма

Музей Гуггенхайма4. Музей Гуггенхайма (Музей Современного Искусства)

Нью-Йорк, США

«Унитаз», «ангар для летающих тарелок» - именно так в свое время охарактеризовали революционный проект Музея Современного Искусства, предложенный в 1943 архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Музей был создан меценатом Соломоном Гуггенхаймом на основе коллекции произведений современного искусства. Райт никогда прежде не занимался проектированием музеев, и работал за пределами Нью-Йорка, так что этот проект стал для него двойным дебютом. Райт не любил Нью-Йорк, называл его каменными джунглями.

 

Проект музея он создавал под влиянием абстрактной живописи, в частности, картин Василия Кандинского, из коллекции Гуггенхайма, поэтому неудивительно, что здание выглядит как перевернутая пирамидальная башня. Из-за этого необычного архитектурного решения Музей получил ряд неприятных прозвищ – «перевернутый детский горшок», «раковина гигантской улитки». Последнее не лишено основания, так как Райт действительно имитировал спираль изгиба раковины. Строительство здания должно было начаться в 1946, но было отложено из-за протестов местных жителей, и началось лишь в 1956. Соломон Гуггенхайм не дожил до этого – он скончался в 1949, и строительством полностью руководил Райт.

Нью-йоркские СМИ неустанно высмеивали строящееся здание, называя его «зефиром», «штопором», «перевернутой стиральной машиной». Журналист Брендан Гилл писал: «Это каменный урод, который шокирует всякого, кто проходит мимо. Он не имеет ничего общего со своими соседями». Другой журналист остроумно обозвал здание Музея «шуткой Райта над доверчивым Нью-Йорком». Тем не менее, когда Музей открылся в октябре 1959, несколько месяцев спустя после смерти Райта, в сувенирной лавке было продано больше открыток с изображением музея, чем открыток с репродукциями хранящихся в нем произведений искусства. Сегодня Музей Гуггенхайма – один из самых посещаемых музеев Нью-Йорка.

3. Центр Жоржа Помпиду

Париж, Франция

«Каменный Кинг-Конг» и «многократно увеличенная задняя стенка холодильника» - вот самые безобидные сравнения, которые подбирали недоброжелатели для описания Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Центр построен по новаторскому проекту малоизвестных архитекторов, англичанина Ричарда Роджерса и итальянца Ренцо Пиано, поданному на архитектурный конкурс в 1971. Сам факт победы иностранцев в французском конкурсе на строительство национального центра французского искусства и культуры вызвал во французском обществе ожидаемое негодование. На одном из публичных мероприятий, посвященных строительству Центра, одна женщина настолько активно выражала свое возмущение, что ее пришлось вывести с помощью полиции.

Ситуация еще более усложнилась, когда стали известны архитектурные особенности будущего здания – все технические конструкции (арматурные соединения, трубопроводы, лифты и эскалаторы) должны были располагаться снаружи. Необычное семиэтажное здание в стиле high-tech должно было вырасти в центре Парижа, застроенном старинными особняками, всего за квартал от старейшего парижского здания, построенного в 1407. Роджерс и Пиано напряженно работали над проектом до 1975. В 1974 скончался Жорж Помпиду, и Валери Жискар д’Эстен, сменивший его на посту президента Республики, был намерен прекратить работы по проекту своего бывшего политического соперника. Тем более что чем выше поднималось здание, тем больше усиливались протесты. Жильцы окрестных районов обвиняли строительный комитет в «нарушении общественного порядка», а творческая элита возмущалась уродством конструкции. Повторялась ситуация с Эйфелевой башней. На открытии Центра в 1977 писатель Энтони Берджесс, автор «Механического апельсина», назвал его «конструктором за 200 миллионов долларов». Тем не менее, выставочные залы Центра Помпиду никогда не пустовали, и постепенно французы привыкли и полюбили эту громаду. Реконструкция Центра в конце девяностых вызвала новую волну критики; на этот раз инициатором стал архитектор Ричард Роджерс. Ему крайне не понравилось, что внутреннее пространство стало более закрытым, и что посетителям теперь нужно было покупать билеты на проезд в наружных эскалаторах.

Читать дальше Публичная библиотека