Баска – история и современность модного аксессуара

баскаБаска – это широкая оборка или складки на талии, которые обычно украшают юбку покроя «солнце-клеш». Роль баски заключается в том, чтобы подчеркнуть изгибы женского тела, визуально сделать талию тоньше, а бедра – полнее. Баска была очень популярна в 1940-х и 1950-х годах. Баска приятно разнообразила аскетичную и строгую военную моду. После Второй мировой войны баска перекочевала из Европы в Америку, где прочно обосновалась в гардеробе американских домохозяек.

В последнее время слово «баска» стало все чаще встречаться на страницах модных журналов. По прогнозам экспертов, эта мода продлится как минимум до осени-зимы 2012 года. Все, от дизайнера на подиуме до актрисы на красной ковровой дорожке, отдали должное этому тренду. Звучит немного странно, но на самом деле баска появилась на карте моды уже давно.

В 1947 году Кристиан Диор представил новый элегантный, женственный, романтичный стиль одежды, создающий образ «идеальной женщины» с тонкой талией, хрупкими плечами, изящными бедрами. Для New Look характерны конкретность формы моделей (три основных силуэта: «широкий клешеный» (А), «овальный» (Х), «прямой» (Н)) и тщательный подбор аксессуаров. Диор ввел в моду корсеты, утягивающие талию до 50 см, возродилось применение кринолина и узкого, прилегающего лифа. На пошив одного платья Диор тратил от девяти до семидесяти двух метров ткани, некоторые из них весили они до тридцати килограммов. В то время баска представляла собой широкую оборку на талии. По сути, баска и есть ничто иное, как широкая оборка на талии, иногда собранная в складки или ассиметричного кроя. Баска выполняет исключительно декоративный функцию.

Излишество или необходимость

баскаИзлишество так прекрасно и соблазнительно, хотя принято считать, что излишества ничем не лучше, чем недостаток. Тем не менее, женщины 1940-х и 1950-х годов, когда баска пережила первый всплеск популярности, считали иначе – измученные лишениями войны, уставшие от серой форменной одежды и экономии, они с восторгом восприняли предложенный Диором стиль подчеркнутой женственности, со всей его избыточностью и непрактичностью. По крайней мере, модель парижского дома моды Жанин Понс согласилась бы с этим утверждением. Жанин была моделью парижского дизайнера Жака Фата. Жанин любила наблюдать за тем, как Фат шьет свои наряды, используя рулоны ткани: широкие развевающиеся юбки, пышные платья с волной воланов, костюмы с баской. Избыток ткани придавал одежде, смоделированной Фатом, объем и динамику. Однако оккупированный немцами Париж страдал от острого дефицита тканей. Еще в 1941 году оккупационные власти ввели во Франции нормирование продовольствия и карточки на ткань и одежду. В феврале 1941 года были приняты первые меры по контролированию использования ткани на швейных предприятиях, в апреле 1942 года – меры по сокращению расхода материалов при производстве одежды: были ограничены длина юбки и ширина брюк, запрещены лишние детали (например, отвороты на брюках). Более того, немецкие власти конфисковывали запасы материалов на французских фабриках и отправляли их в Германию либо заставляли выполнять немецкие военные заказы. За время оккупации Франции Германией большинство запасов кожи были использованы для пошива военной обуви. Обувь для гражданского населения шить было практически не из чего, поэтому в ход шли старые автомобильные покрышки, резина, целлофан, войлок и веревки из конопли ираффии.

Острая нехватка материалов для производства одежды и обуви ощущалась даже после войны. Аскетизм первых послевоенных лет нашел отражение и в одежде. В 1946 году, когда Жанин Понс уезжала из Парижа в Соединенные Штаты, где ее ожидал контракт с фирмой Lancome, она даже не могла найти пару чулок и смогла взять с собой только туфли. В таких условиях тратить драгоценную ткань на создание деталей одежды, которые не выполняли никакой функции и были практически бесполезными, было расточительством и сумасбродством (если не сказать преступлением). Тем не менее, новая мода пришлась по вкусу парижанкам того времени. Война не смогла сломить гордость Парижа и любовь его жительниц к красивой одежде, что модный Дом Dior подчеркнул щедрым использованием роскошных тканей. В самом деле, бесформенная одежда, в которой полностью терялись изгибы женской фигуры, или мужская одежда, которую вынуждены были носить большинство женщин во время войны, выглядели не слишком эстетично. Это была лишь дань необходимости. В 1939 году Коко Шанель закрыла свой магазин-салон на улице Камбон, а также все остальные свои магазины, из-за того что началась Вторая мировая война. Женщин больше не интересовала красивая одежда, у них были заботы поважнее. Большинство парижанок одевались в нейтральном стиле; они вынуждены были играть роль мужчин, и одевались соответствующим образом. Баска скрашивала это тяжелое время. Излишек символизирует процветание и уверенность в будущем. Полнота (то есть излишек тела) в нужных местах означает комфортную сытую жизнь. У женщины должны быть грудь и бедра – этот образ идеальной женщины существовал издавна. Это один из канонов классической красоты. Еще в Древней Греции женщина носили одежду, украшенную баской, - она целомудренно скрывает самую провокационную область женского тела, и в то же время сохраняет и подчеркивает естественный силуэт.

Успешность предприятия

баскаЖак Фат сумел удовлетворить главную психологическую потребность женщины – быть красивой. Смоделированный им костюм с баской подчеркивал плавный переход от талии к бедрам. Особенно Фат жаловал яркие цвета. Его костюмы можно было узнать по характерному воротнику. Кристиан Диор настойчиво отрицал, что Фат оказал влияние на его работы. Тем не менее, оригинальный воротник Фата и его юбки с баской имеют немало общего с моделями из первой коллекции одежды Кристиана Диора, представленной им в феврале 1947 года. Эта коллекция получила название «Линия короллы», но стала более известна как New Look. Знаменитый диоровский костюм «Бар», состоящий из короткого приталенного белого пиджака и черной расклешенной юбки, очень похож на костюм, смоделированный Жаком Фатом. На тот момент баска была едва ли не единственным женственным украшением в остальном нейтрального костюма. Нередко именно баской на пиджаке женский костюм отличался от мужского. Однако такое положение дел вскоре изменилось. В 1959 году другой легендарный кутюрье, испанец Кристобаль Балансиага, представил на суд публики вечернее платье с баской. С того времени стали шить пиджаки-коконы с баской, которая создавала эффект второй юбки, опускаясь поверх юбки-карандаша и иногда закрывая ее на целую треть. Особенно эффектно такой ансамбль выглядел в сочетании с длинными перчатками в тон.

Новая одежда домохозяек

Баска пользовалась успехом не только в Европе. В Соединенных Штатах ее тоже полюбили, но по несколько иной причине. В журналах начала пятидесятых годов прошлого века можно увидеть рекламные снимки с прекрасными домохозяйками. Модели были одеты в костюмы, имитирующие новый стиль, предложенный Кристианом Диором. Баска в них опускалась чуть ниже и почти полностью скрывала бедра. На картинке рядом с прекрасной домохозяйкой были свежие фрукты и бутылка Coca-Cola. Это была тщательно продуманная рекламная кампания, демонстирующая новый стиль женской одежды.

После Второй мировой войны американское общество возвращается к традиционным ценностям, и на первый план выходит семья. Женщины возвращаются на кухню и в спальню, продолжая играть отведеннную им роль жены и хранительницы домашнего очага. Забота о муже и детях и уход за домом – вот главная миссия и высшее предназначение женщины. Многие женщины сознательно стремились к тому, чтобы удачно выйти замуж и стать домохозяйкой. Любое поведение, не приличествующее женщине, например, интерес к политике или отказ заниматься домашним хозяйством, считалось неприемлемым.

Мода 1950-х годов в настоящее время рассматривается как воплощение женственности и романтизма. В отличие от строгих и бесполых костюмов 1940-х годов, костюмы 1950-х годов следовали эстетическим канонам французской моды. Они подчеркивали хрупкую женственность: юбка длиной почти до щиколотки (либо узкая, либо широкая и пышная); мягкая линия плеч; рукава-«кимоно»; тонкая талии; высокие каблуки; длинные перчатки; эффектные и контрастные аксессуары. Эти милые особенности сохранились даже в одежде работающих женщин. Баски украшали пиджаки, прибавляя шарм юбке-карандашу. Шляпки украшали вуалью и перьями – еще один женственный акцент, окружающий женщины ореолом недоступности и тайны. Все эти очаровательные детали создавали соблазнительный образ женщины-цветка – резкий контраст с вынужденной простотой и строгостью моды 1940-х годов. Хотя Кристиан Диор в 1950-х гг. представил также широкий клешеный (А-образный) и прямой (Н-образный) силуэты, классикой по-прежнему считается овальный силуэт («песочные часы»). Впоследствии многие дизайнеры использовали этот знаковый образ.

Читать дальше Возрождение